18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Шедевры Рембрандта, Вермеера и Леонардо в Москве

№61
Материал из газеты

В Пушкинском музее покажут одну из лучших в мире частных коллекций

Создатель Лейденской коллекции американский предприниматель Томас Каплан собирать искусство начал относительно недавно: первую картину, «Портрет Дирка ван Берестейна» (около 1652) Герарда Дау, он купил в начале 2000-х. Впрочем, это не помешало ему чуть больше чем за десять лет стать обладателем одного из крупнейших в мире собраний нидерландской живописи XVII века и самого большого частного собрания Рембрандта. С 2005 года Каплан приобрел 11 работ художника, а всего в частных руках находится около 35 картин великого голландца. В интервью коллекционер охотно рассказывает, что Рембрандта обожает с детства и девятилетним мальчиком даже попросил родителей поехать в Амстердам, потому что там жил художник. При этом, несмотря на имеющиеся возможности (бизнесмен сделал состояние на инвестициях в добычу полезных ископаемых), идею собирательства он долгое время отвергал, уверенный в том, что любимое им искусство давно находится в музейных собраниях. Каплан, по его словам, даже не мог предположить, что эти работы есть на рынке.

Своей страстью к золотому веку голландского искусства коллекционер предпочитает делиться. С самого рождения Лейденской коллекции, названной им так в честь родного города Рембрандта, Томас Каплан с супругой Дафной Реканати-Каплан решили, что будут анонимно предоставлять произведения для показа в музеях. В прошлом году вещи из их коллекции впервые показали вместе на выставке в Лувре, после чего они отправились в Пекин и Шанхай, а этой весной их можно будет увидеть в Москве. По словам куратора выставки с российской стороны, заведующего отделом искусства старых мастеров ГМИИ Вадима Садкова, московская выставка будет больше по составу: сюда приедут 80 картин и 2 рисунка. Среди них — три полотна из ранней серии Рембрандта «Аллегории пяти чувств» (1624–1625), одно из которых, «Аллегория обоняния», было обнаружено недавно, в 2015 году. Будет на выставке и более зрелое произведение Рембрандта, самое дорогое в коллекции, — «Минерва» (1635). Покажут также работы Яна Ливенса, в свое время делившего с Рембрандтом мастерскую в Лейдене. Среди прочего зрители увидят его «Автопортрет» (1629–1630) и «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» (около 1631) — изображение принца Руперта Пфальцского, одного из изобретателей техники меццо-тинто. Будут картины лучших учеников Рембрандта, в том числе основателя живописи на миниатюрных дощечках Герарда Дау, который, в свою очередь, обучал Франса ван Мириса и Габриеля Метсю — их работы тоже приедут в Пушкинский музей. 

Одной только лейденской школой дело не ограничится: среди заявленных полотен — портрет протестантского проповедника Самюэля Ампзинга (1630) кисти Франса Халса и даже одна вещь Яна Вермеера — «Девушка за клавесином» (около 1670–1672). И совсем неожиданным на выставке будет небольшой рисунок Леонардо да Винчи «Этюд головы медведя», который, возможно, стал прообразом зверька на знаменитой картине мастера «Дама с горностаем» (1489–1490). 

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции
28 марта – 22 июля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+