18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Центр арт-мира возвращается в Париж

№61
Материал из газеты

Парижские аукционы в 2017 году показали рекордный рост продаж. В числе возможных причин ценового бума — выход Великобритании из Европейского cоюза

Времена, когда парижские аукционы скромно жались в тени лондонских и нью-йоркских, похоже, прошли. Christie’s и Sotheby’s опубликовали рекордные результаты своих парижских отделений за прошлый год, а главный аукционный центр Франции Drouot сообщил, что 74 его участника продали искусства на €377 млн — против €370 млн в 2016 году.

Французский Christie’s закончил прошлый год с €342,3 млн (результат аукционного дома в целом по миру — $6,6 млрд). Это лучший показатель парижского отделения Christie’s с 2009 года, когда была продана легендарная коллекция Ива Сен-Лорана. Сумма на целых 40% превышает цифры 2016 года. При этом €96,6 млн принесло только послевоенное и современное искусство — высшее достижение в данной категории во Франции.

Объем продаж парижского Sotheby’s вырос на 12,3% и составил €246,5 млн — абсолютный рекорд с момента прихода аукционного дома во Францию в 2001 году (при общей сумме $4,7 млрд по всему миру). Больше всего — на 76% — увеличились показатели отдела дизайна ХХ века. Рост продаж современного искусства тоже впечатляет: итоговая сумма €78,7 млн почти на 40% больше, чем в предыдущем году. Новые ценовые рекорды побили произведения таких послевоенных французских художников, как Пьер Сулаж, Жермен Ришье и Ханс Хартунг. В 1980-е они впали в немилость, но теперь рынок открывает их заново.

И только у Artcurial продажи снизились на 9%, но этот спад связан прежде всего с отсутствием в числе лотов чего-либо подобного Ferrari за €32,1 млн, проданного в 2016 году.

Выход Великобритании из ЕС вызвал неуверенность на лондонском рынке, но способствовал ли он успеху Парижа? Нет, считает глава отдела современного искусства Sotheby’s в Париже Стефано Морени. «Париж растет вопреки Brexit, а не благодаря ему», — говорит он, отмечая, что в 2017 году британская столица также показала относительный рост (современное искусство на лондонском Sotheby’s выросло на 30%).

Но есть и мнение, что после Brexit все больше людей стали связывать свое будущее с континентальной Европой. «В последние годы Лондон был для французов самым вожделенным местом и тысячи богатейших людей уезжали из Парижа. Теперь ситуация меняется», — говорит Таддеуш Ропак, которому, помимо площадок в Лондоне и Зальц­бурге, принадлежат две галереи в Париже, на протяжении всего 2017 года делавшие уверенные продажи (например, прошедшая прошлой весной выставка Георга Базелица была распродана подчистую).

Традиции коллекционирования во Франции давние и прочные. Сейчас поколение послевоенного беби-бума стареет, поэтому неудивительно, что в прошлом году в Париже было много монографических торгов. Christie’s распродал десять частных коллекций, в том числе собрание кутюрье Юбера де Живанши (€32,7 млн). Sotheby’s выставил 15 коллекций, в том числе 150 лотов из собрания французского дизайнера интерьеров Жака Гранжа, которые принесли аукционному дому €28,4 млн. Среди них были работы Эйлин Грей, Дональда Джадда, Анри Матисса и Дэвида Хокни.

Многие французские коллекционеры гордятся национальным наследием и предпочитают продавать работы из своих собраний на родине. В октябре на парижском Christie’s «Большая стоящая женщина» Альберто Джакометти ушла с молотка за €24,9 млн, став самым дорогим произведением искусства, проданным во Франции за год. «Работы такого уровня обычно отправляют на торги в Лондон или Нью-Йорк, — говорит директор парижского офиса Christie’s Эдуар Боккон-Жибо, — но ее продавец гордится тем, что он гражданин Франции, и не пожелал вывозить такую ценность». 

Покупатели в Париже все чаще ищут un supplément d’âme, что можно перевести как «дополнительную душевность», по словам Фабьена Нодана, вице-президента Artcurial, продавшего в прошлом году 23 коллекции. «Все дело в особом настроении. Где еще продавать коллекцию Ива Сен-Лорана, как не в Париже?» 

Что же касается аукционных домов, то для них коллекция одного владельца — маркетинговая мечта на фоне повседневных продаж, хотя реальную прибавку в стоимости, которую они дают, оценить трудно. «Это может быть и 1, и 20, и 50%», — говорит Нодан. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+