18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Соловки получили шанс на спасение

№61
Материал из газеты

Московские архитекторы нашли решение непростой проблемы со строительством на Соловках. Прежний недострой, вызывавший озабоченность международных экспертов, будет частично разобран, а в новом проекте максимально учтены требования ЮНЕСКО

Новый проект корректировки частично построенного на Большом Соловецком острове здания будущего музея и приспособления под музейные нужды существующего корпуса разработан московским архитектурным бюро «Рождественка». Проект одобрили и поддержали научно-методический совет Министерства культуры России и ЮНЕСКО.
Московские архитекторы предлагают не только изменение габаритов недостроенного здания, из-за которого Соловки много лет сотрясают скандалы, но и кардинально новую концепцию развития всего музейного комплекса на территории, охраняемой ЮНЕСКО. И это предложение, похоже, устраивает все заинтересованные стороны.

Напомним, что еще в 2013 году совместная комиссия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО и Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) обратила внимание на проект нового музея на Соловках — на берегу Святого озера, в непосредственной близости от легендарного монастыря. Международные наблюдатели предупреждали российские власти, что стройка разрушит сложившийся ансамбль и нанесет непоправимый визуальный ущерб историческому комплексу. Но в 2014 году строительство началось ударными темпами, и к лету 2015-го был уже возведен второй этаж. 

ИКОМОС заявлял, что «воздействие нового здания на сложившийся ансамбль является значительным и представляет большую, постоянную и необратимую угрозу для монастырского и лагерного комплексов». И порекомендовал «отказаться от строительства музейного комплекса в этом месте и, в общем смысле, в визуальных пределах монастырского комплекса; найти другие решения для строительства».

Международные эксперты требовали прекратить стройку, на остров выезжали многочисленные и серьезные комиссии, а российские власти утверждали, что не нарушают никаких законов. В 2016 году на 40‑й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле эксперты пообещали включить Соловецкие острова в список «наследия под угрозой». Тем же летом стройку остановили, на продолжение работ был наложен мораторий. Уже два года поблизости от монастыря, на самом видном месте, торчит остов недостроенного здания, а вокруг него разливается море вышедших на поверхность подземных вод. И вот в октябре 2017 года Минкульт объявил, что есть некий новый проект музейного комплекса на Соловках, который уже готов и одобрен. 

«Еще в 2013 году я познакомилась с программой развития Соловецкого музея, и увиденное настолько меня расстроило, что я буквально потеряла покой, — рассказала корреспонденту TANR Наринэ Тютчева, генеральный директор архитектурного бюро «Рождественка». — Я уговаривала себя: „Какое тебе дело? Есть же профессионалы…“ А потом поняла, что надо действовать». 

Сотрудники бюро вместе со студентами школы МАРШ изучили историю вопроса, посмотрели все предлагавшиеся ранее проекты, съездили на Соловки: вжились в ситуацию на острове, поговорили с сотрудниками музея, наместником (одновременно директором музея) и насельниками монастыря, жителями поселка. Затем уже в Москве представили свою концепцию развития поселка и острова в целом. 

«Мы принципиально изменили концепцию, отказавшись от музея в новой постройке, — рассказал корреспонденту TANR Михаил Разумовский, ведущий сотрудник АБ «Рождественка». — Недостроенное здание будет разобрано, уменьшено до одного полуподземного этажа, где будут располагаться фонды, депозитарий, там же конференц-зал, помещения для публичных встреч. Это мировая тенденция — располагать депозитарии в новых пространствах, специально для этого оборудованных. А музей займет уже существующие здания». Сейчас музейные фонды располагаются в Братском корпусе монастыря, там нет регуляции теплового и влажностного режима, и к тому же он должен быть освобожден под монастырские нужды. 

Под музей же будут приспособлены два наиболее крупных здания в поселке, сейчас пустующих: бывшее овощехранилище и дизельная подстанция (с овощехранилищем вопрос решен, с владельцами подстанции еще идут переговоры). Проект предполагает создание целого комплекса, посвященного лагерям и ГУЛАГу — пока об этом рассказывает лишь небольшая экспозиция в одном из бывших бараков. В музейный комплекс также войдут Валунная баня, ангар для гидросамолетов и, может быть, другие здания, сегодня не используемые.

Проект АБ «Рождественка» получил одобрение на научно-методическом совете при Министерстве культуры, но в ЮНЕСКО его направили только весной 2017 года — после того, как там отвергли три проекта, разработанных Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ), чью позицию поддерживала Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации. Предложения «Рождественки» избавили РФ от позорного включения Соловков в список «наследия под угрозой», что могло бы случиться на сессии в Кракове. В ноябре — декабре 2017-го Минкультуры провело тендеры на разработку документации и архитектурно-планировочные изыскания, победа в которых досталась инициативным москвичам. «Мне понравился этот проект, авторы выполнили требования ЮНЕСКО, — сказал замминистра культуры Олег Рыжков, ныне покинувший эту должность. — Сейчас проект направлен в ЮНЕСКО для окончательного решения, которое мы узнаем весной». По словам экс-замминистра, из бюджета уже выделено около 500 млн руб.

Если все пойдет по плану, то уже этой весной подрядчик начнет разбирать незаконченную стройку, откачивать скопившуюся воду и готовить площадку для дальнейших работ. Они должны завершиться к концу 2019 года. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+