18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В Русском музее впервые покажут вместе Алексея и Андреаса Явленских

Выставка о том, как сын остался в тени знаменитого отца

Ретроспектива Алексея Явленского (1864–1941) состоялась в Русском музее в 2000 году. Новый проект собран из 60 полотен, примерно поровну от отца и сына, Андреаса Явленского, из Архива Алексея Явленского (Швейцария), а также из частных российских и зарубежных коллекций. Получилась выставка про то, как сын так и остался в тени знаменитого отца. 
Исследователи творчества Явленского-старшего разделили его на периоды. Пропускаем учебу у Ильи Репина в Петербурге и у Антона Ашбе в Мюнхене, где он познакомился с Василием Кандинским. Период фигуративного экспрессионизма в его творчестве длился с 1905 по 1913 год. Позже Явленский обозначил его как работу с колоритом, «очень ярким, пытающим», и изображением фигур, «нереалистичных и нематериальных». Называл цвета: красный, синий, оранжевый, кадмий желтый, зеленая окись хрома. Картины того времени сделали Явленского известным, но не принесли ему материального достатка. К этому периоду относится двойной портрет «Андрей и Катя», изображающий сына художника и дочь Дмитрия Кардовского, с которым Явленский учился у Ашбе. Сравнение картины с фотографиями того времени подтверждает «нереалистичность» живописи. В пейзаже «Фабрика» — редкое сочетание алой трубы и темно-синих гор на фоне малинового неба. В «Горном пейзаже с домами» скромные желтые постройки «кланяются» голубым вершинам. С 1914 по 1937 год мастер был занят созданием крупных серий полотен, идущих почти последовательно: «Вариации на пейзажную тему», «Мистические головы», «Лики Спасителя» и «Медитации». В пейзажной серии выделяется «Вариация: весна — сумерки» со всеми оттенками синего и голубого. Из «Мистических голов» — «Иоанн Креститель». В остальных сериях Явленский уверенно двигался к абстрактному экспрессионизму через картину «Медитация: о первом тумане рассказывает фагот» к абстрактной «Большой медитации: после бури».

Андреас Незнакомофф-Явленский (1902–1984) родился у Елены Незнакомовой, экономки Марианны Веревкиной, спутницы жизни Явленского-старшего. Первое время художник величал родного сына племянником, но всегда заботился о нем по-отечески. В пять лет мальчик на рисунке исказил изображение стула, чтобы были видны цветущие маки. «Будешь художником», — напророчил родитель. После талант мальчика отметили Франц Марк и Фердинанд Ходлер. В 12 лет, конечно с помощью папы, Андреас — участник большой Балтийской выставки в Мальмё. В 18 лет — экспонент русского павильона на 12-й Венецианской биеннале. В 1920-е годы он часто выставлялся, но продавался слабо, что вынуждало его рисовать рекламные плакаты. Когда началась война, Андреаса, знающего русский язык, отправили переводчиком на Восточный фронт, а с 1945 по 1955 год он находился в советском плену. После освобождения поселился в Швейцарии, вернулся к живописи, иногда выставлялся, его картины покупали американские и немецкие коллекционеры. Но фигуративный экспрессионизм, которому беззаветно служил и Явленский-старший, выглядел после Второй мировой войны глубоко архаичным. Поэтому ранние работы «Упрек», «Портрет г-на Баура», «Мама» и особенно «Волк», хотя и похожие на произведения отца, смотрятся намного интереснее, чем поздние герани, георгины, закаты, штормы и ночные городские пейзажи.  

Государственный Русский музей
Алексей и Андреас Явленские. Приключения цвета
22 февраля – 29 апреля

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+