18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Экспертов не подпустили к авангарду в Генте

Комиссия, которая должна была установить аутентичность произведений русского авангарда из коллекции Фонда Дилегем, снятых с показа в Музее изящных искусств в Генте, не смогла начать работу

Инициатором создания комиссии был министр культуры Фландрии Свен Гатц, с его подачи парламент Фландрии проголосовал за снятие картин, происхождение которых вызвало сомнения у ряда специалистов, с экспозиции музея. Тогда же Музей изящных искусств в Генте (МSK) обещал, что, раз «дискуссия о подлинности коллекции приобрела столь крупные масштабы», экспертной комиссии будет предоставлен «неограниченный доступ ко всем работам, чтобы изучение произведений проходило в спокойной обстановке». Однако эти планы не осуществились.

Дискуссия (а вернее, скандал) вокруг работ началась в середине января, когда группа ученых, кураторов и арт-дилеров назвала произведения русского авангарда, выставленные в MSK, «вызывающими множество вопросов». Работы происходят из частной коллекции Игоря и Ольги Топоровских, и музею их дал во временное пользование основанный коллекционерами Фонд Дилегем. Расследование, предпринятое журналистами, в том числе российской и английской версиями нашей газеты, привело к тому, что вынуждены были вмешаться парламент и Министерство культуры Фландрии. Музей MSK во главе с Катрин де Зегер снял работы с экспозиции, а фонд дал согласие на осмотр избранных произведений экспертами.

Однако возглавляемая почетным профессором права Гентского университета Томасом Лейсеном комиссия не смогла получить доступ в музей. Вчера, 19 февраля, ее участники распространили заявление, в котором объявили, что останавливают свою работу. Из текста, имеющегося в распоряжении TANR, следует, что в MSK комиссию встретили адвокаты Фонда Дилегем и директора музея, Катрин де Зегер, которые, как пишут эксперты, «выдвинули новые требования, равнозначные вето, де-факто означающие, что мы не можем начать работу».

В комиссию, кроме ее главы Томаса Лейсена, входят четыре эксперта: Йохан Эрау, профессор права Гентского университета; Фредерик Лин, руководитель отдела современного искусства Королевских музеев изящных искусств в Брюсселе; Виллем Ян Рендерс, куратор русского искусства в Музее ван Аббе в Эйндховене; и Серхио Сервеллон, председатель ИКОМ Фландрии. Их задачей было не столько подтвердить или опровергнуть подлинность произведений (хотя некий технико-технологический осмотр пяти избранных картин планировался) — комиссия должна была решить, достаточно ли убедительны документы, подтверждающие аутентичность и провенанс работ, для того чтобы выставлять их в государственном музее, а также оценить тщательность, с которой MSK подходит к своим выставкам, и степень профессионализма его сотрудников.

В письме, переданном комиссии адвокатом Катрин де Зегер, выражено ее мнение о том, что «в настоящее время нет никаких оснований для независимого, беспристрастного, спокойного, научного и эффективного расследования со стороны комиссии экспертов». Комиссия согласилась, что «спокойного и эффективного» расследования действительно не получается, и, так и не начав работу, объявила о своем роспуске.

Теперь, по словам министра культуры Фландрии Свена Гатца, которого цитируют бельгийские газеты De Standaard и La Libre, вся ответственность за ситуацию лежит на городских властях Гента, в ведении которых находится музей.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+