18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Эрмитаж обзаведется собственным музеем моды

№60
Материал из газеты

Первый в России федеральный музей моды будет учитывать местную специфику

Коллекция исторического костюма Эрмитажа — самая значительная (24 тыс. единиц хранения) в наших музеях. Недавно в фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне появилось открытое хранение — «Галерея костюма». В ближайших планах — создание музея моды.

Об отдельном музее такого рода в составе Эрмитажа искусствоведы говорят уже не первый год. «Мы обладаем энциклопедическим собранием текстиля и костюма, можем показать не только магистральную линию развития европейской моды, но и предметы одежды, ткани, аксессуары с древнейших времен до наших дней»,  — рассказала корреспонденту TANR Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа. 

Но в коллекции есть существенные лакуны: в ней почти не представлена мода XX века. После 1917 года костюмы в музейные собрания практически не поступали, к этим экспонатам у нас долго относились как к ненужным «тряпкам». В послевоенные десятилетия средства на закупку костюмов не выделялись, а в это время европейские музеи собирали работы Жанны Пакен, Мадлен Вионне, Эльзы Скьяпарелли, Коко Шанель, Кристиана Диора. 

Первой ласточкой «модного направления» в Эрмитаже стала коллекция костюмов из гардероба советской актрисы Веры Карахан, привезенная хранителем отдела истории русской культуры Эрмитажа Тамарой Коршуновой в 1970-х годах из Москвы. А в конце 1990-х петербургские искусствоведы и художники Екатерина Андреева и Алексей Соколов подарили музею три костюма работы Константина Гончарова.

«Хотя мы фактически упустили XX век, не все потеряно, — уверена Нина Тарасова. — У нас есть шанс наверстать его за счет ленинградской, петербургской моды, которую в Европе не знают». Эрмитаж уже завел знакомство с топ-дизайнерами и получил костюмы в дар от Александра Арнгольдта, Владимира Бухиника, Лилии Киселенко, Татьяны Котеговой, Татьяны Парфеновой, Ларисы Погорецкой, Яниса Чамалиди и ряда других. Не так давно в музей поступили предметы из гардероба оперной певицы Елены Образцовой, а актриса Алла Демидова передала костюмы своей бабушки. «Эрмитаж уже дорос до музея моды, — считает Ирина Селюта, директор Модного дома Лилии Киселенко. — И как только он появится, многие с радостью передадут туда свои коллекции». 

По мнению Вячеслава Федорова, заведующего отделом истории русской культуры Эрмитажа, будущий музей моды (или центр — название еще не утверждено) должен быть не просто собранием предметов, а комплексом, где сочетались бы музей, образовательный и реставрационный центры, где были бы пространства для проведения конференций и дефиле.

«Первое важное требование к будущему музею — достойно представить коллекцию, сделать ее доступной для всех посетителей, для деятелей театра, кино, церковников, историков, — говорит Федоров. — Не менее важна пропаганда коллекции, мастерства наших реставраторов, модельеров. Если совместить музейную историю с современной жизнью, этот комплекс превратится в живой центр изучения моды».

Уже известно, где он разместится. В ближайшем будущем должно начаться строительство третьей очереди фондохранилища в Старой Деревне. К кубу архитектора Рема Колхаса примкнет отдельное здание, часть которого и передадут под «модный дом». Там будут зал-трансформер, специальное хранилище для костюмов и аксессуаров, тематическая библиотека. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+