18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Первая атака на Manifesta 10 отбита; фашизм, как и популизм, не пройдет — уверены в штабе фестиваля

C того момента, как эта полоса будет подписана в печать, и до того, когда она дойдет до читателя, в судьбе фестиваля Manifesta 10 в Санкт-Петербурге наверняка произойдут всякие перемены. Питерская Manifesta, чьи секреты весь предыдущий период подготовки держались за семью печатями, оказалась способной огорошивать новостями даже в таком закрытом режиме — редко, но метко прорывающимися известиями о внутрифестивальной жизни. (Может, прижимистые голландцы из амстердамского Manifesta Foundation так экономят на рекламе, думалось даже, — благодаря скандалам? В остальном Петербург пока мало в курсе большого европейского фестиваля, что пройдет у них через три месяца.)

Скажем, кто-нибудь еще, как Елена Ковылина, даст интервью зарубежному журналу, после чего только и станет ясно, что Ковылина — одна из участниц Manifesta (на данные о составе участников фестиваля, помимо тех, о ком и так сообщала пресс-служба, наложено табу, многочисленная команда хранит заговор молчания).

Или вот, скажем, наполнится контентом сайт www.manifesta10.org. Ну наконец-то!

Или кто-нибудь из участников биеннале объявит бойкот мероприятия — как это сделала группа «Что делать?» из-за российско-украинского конфликта, после того как стало известно о консолидируемом бойкоте фестиваля в Сети, на что организаторы Manifesta дали ответ: «Мы убеждены, что в сложившихся обстоятельствах необходимо продолжить начатое. Мы считаем, что остановка работы фонда Manifesta 10 по подготовке биеннале сейчас может быть воспринята как продолжение риторики в духе холодной войны и не станет достойным ответом на всю сложность существующей геополитической ситуации».

«Что делать?» в пику Manifesta опубликовали собственный манифест: «В долгожданном заявлении [Manifesta] дала понять, что... не готова принять этот вызов. В условиях обострения милитаристских настроений «Манифеста » демонстрирует, что способна реагировать на это лишь бюрократическим языком призывов к соблюдению законности и порядка — в ситуации, когда любая законность уже полетела ко всем чертям».

«Я процентов на 80 уверен, что Manifesta 10 вообще не состоится, — поделился в беседе с TANR своими соображениями Дмитрий Виленский, лидер «Что делать? ». — Сейчас трудно говорить о чем-либо определенно, ситуация меняется с каждым днем, но я думаю, что режим санкций, объявленный Евросоюзом, не обойдет и Manifesta. А ведь бюджет фестиваля формируется не только за счет принимающей стороны — весом и вклад европейских спонсоров. Что если и они откажутся давать деньги под фестиваль в России?»

Действительно, когда под большим вопросом оказывается вообще устройство объединенной Европы, вышло бы даже очень странно, если бы эта ситуация не затронула главный евроинтеграционный художественный фестиваль — сколько ни заявляй его организаторы о нежелании оказываться участниками чисто политической игры. Интересные, как никогда, события вокруг Manifesta заметно оттеняют немножко рутину евроинтеграционных процессов (которые рутинны, пока не идет речь о стрельбе и жертвах). Но теперь-то что-нибудь обязательно произойдет. И очень может быть, что к тому времени, как в руки читателя попадет этот номер TANR, читатель будет куДода как более в курсе будущего Manifesta 10. Что совершенно точно: 25 марта состоится (то есть, уже состоялась) пресс-конференция биеннале Manifesta 10 в Эрмитаже — и читатель наверняка теперь больше знает об основном проекте фестиваля, о том, что по плану принимает Эрмитаж, а также о тех примерно 43 авторах, о которых говорил куратор Каспар Кёниг еще в прошлом году и чей список сейчас должен утверждаться (нет, уже утвержден, ты уже знаешь эти имена, уважаемый читатель).

Наверняка там, как и планировалось, будет (уже есть) Борис Михайлов — с фотосерией, сделанной на Майдане-2013, снимки откуда наверняка вызовут чье-нибудь патриотическое беспокойство. Будет Бойс — о, конечно же, Бойс! — которого впервые покажут в Петербурге. Хотя, отмечали многие, странное это дело, что фестиваль молодой Европы, ценимый благодаря своему вниманию к молодым авторам, собирается нынче (в том, что касается основного проекта) более чем наполовину из покойников вроде Тимура Новикова или Владислава Мамышева-Монро, Луиз Буржуа и Нам Джун Пайка, а также именитых ветеранов — ну вот примерно как и сам многоуважаемый куратор. Марлен Дюма, Мария Лассниг, Илья Кабаков — не самая «молодость мира», да? Впрочем, для Кёнига, кто оперирует понятиями типа «вневременное», да и вообще известен работой с модернистским искусством неупразднимых, вечных визуальных ценностей, эта претензия может показаться просто смешной. А еще мы ждем публичной и параллельной программ фестиваля, руководимых, соответственно, Йоанной Варша и Николаем Молоком (параллельную программу, для которой даже дедлайн продлевали, объявят 17 апреля), плюс образовательной программы, ведомой Ангиамой Сепака. Образовательная программа обещает ночные дискуссии, а также замечательное плавание в октябре на теплоходе по Финскому заливу между европейскими Эстонией, Финляндией и Санкт- Петербургом, где тоже будут дискуссии, или «плавучий семинар», и в этих дискуссиях поучаствуют все-все-все, кто будет принят по записи на www.manifesta10.org/ education, — если только мы не передеремся в лоскуты до или в процессе и не побросаем друг друга за борт. Что в любом случае будет замечательным итогом панъевропейского фестиваля.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+