18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Реставраторы против перемещения иконы «Ангел „Златые власы“»

Расширенный научно-реставрационный совет Русского музея счел, что икону «Архангел Гавриил» («Ангел „Златые власы“») из музея можно перемещать только в исключительном случае

Специалисты Государственного Русского музея заявили о необходимости обеспечить неприкосновенность и полную сохранность иконы «Ангел „Златые власы“», шедевра древнерусской домонгольской живописи XII века.

«Мы говорили на совете о невозможности изъятия иконы из экспозиции, о том, что икона „Ангел «Златые власы»“ является визитной карточкой не только Русского музея, но и всего русского национального искусства, — рассказал на встрече с журналистами по результатам заседания расширенного научно-реставрационного совета Русского музея и.о. замдиректора по научной работе Григорий Голдовский. — Мы констатировали, что нужен постоянный мониторинг за ее состоянием. Ответ на главный вопрос обсуждения: можно ли переносить, перевозить памятник без крайней необходимости — был единодушным: нельзя!» Свое решение участники совета, среди которых были сотрудники Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея истории религии, Института им. И.Е.Репина и Центра им. И.Э.Грабаря, собираются направить в Министерство культуры РФ.

Такую представительную научную аудиторию ГРМ привлек к решению судьбы уникальной иконы специально. Уже больше полугода обсуждается предложение бизнесмена, соучредителя фонда «Иваново дело» Сергея Шмакова перенести «Ангела „Златые власы“» из постоянной экспозиции в домовую церковь Михайловского замка (одно из зданий, принадлежащих музею), чтобы проводить там общедоступные церковные службы. Средства на реставрацию интерьера церкви готовы предоставить сам Шмаков и фонд.

В числе самых важных и значимых решений совета была рекомендация как можно дольше сохранять памятник без реставрационного вмешательства. Почти за 800 лет своей жизни «Ангел „Златые власы“» перенес многочисленные вторжения, и то, что он сохранил авторскую живопись и манеру письма XII века, — настоящее чудо.

Заведующая сектором реставрации древнерусской живописи, художник-реставратор высшей категории Елена Азарнина рассказала, что за состоянием уникальной иконы ведется постоянное наблюдение, ее изучают самыми современными способами. По всему периметру этой совсем небольшой липовой доски (49х39 см, толщина всего 3 см) реставраторы обнаружили множество сквозных отверстий. Рентген показал фрагменты латунных гвоздей внутри древесины, стесы основы, трещину на всю высоту доски. «Отсутствие паволоки, трещины, утрата древесины, гвозди по торцам, ожоги придают особую хрупкость иконе, — говорит Елена Азарнина. — Многочисленные поновления, многие из которых сделаны несколько веков назад, обширные утраты левкаса, необходимость избегать перепадов температуры и влажности — все это делает состояние иконы нестабильным, она требует постоянного наблюдения специалистов».

Последняя реставрация иконы была сделана еще в середине 20-х годов прошлого века; с 1934 года «Ангел „Златые власы“» находится в экспозиции Русского музея. В 1982 году реставратор Сергей Голубев сделал запись о появлении «грядок» красочного слоя на подбородке «Ангела», и в 1992-м икону поместили в кассету — специальную витрину, защищающую от перепадов влажности и температуры, что позволило стабилизировать ее состояние. Реставраторы твердили: икону нельзя перевозить на большие расстояния. Тем не менее с конца 1990-х «Ангел „Златые власы“» шесть раз отправлялся на зарубежные выставки. И каждый раз после возвращения иконы в музей реставраторы отмечали ухудшение ее состояния.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+