18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Летатлин» залетел в Третьяковку

Единственный сохранившийся махолет Владимира Татлина, один из главных символов русского авангарда, войдет в основную экспозицию Новой Третьяковки

5 декабря в Новой Третьяковке на Крымском Валу будет представлен знаменитый «Летатлин» — безмоторный летательный аппарат, созданный Владимиром Татлиным в 1929–1932 годах. В Третьяковскую галерею уникальный объект попал из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в Монино. С просьбой передать махолет для экспонирования и реставрации Третьяковка обратилась в ЦМ ВВС в 2016 году. В начале прошлого года стало известно о переезде экспонатов ЦМ ВВС в создаваемый в Кубинке военно-патриотический парк «Патриот», и экспертное сообщество обеспокоилось дальнейшей судьбой орнитоптера. «Это замечательное явление далеко выходит за рамки авангарда. „Летатлин“ — романтический памятник поиску невозможного, удивительно изящный объект дизайна. Он давно вошел в род русского искусства, порождая новые произведения», — рассказывала тогда TANR координатор общественного движения «Архнадзор» Марина Хрусталева.

Александра Селиванова, руководитель Центра авангарда на Шаболовке, рассказала нашей газете, что передача «Летатлина» Третьяковке — большая удача. «Это уникальный случай, что музей авиации в Монино выдает „Летатлин“, так как они не делали этого много лет, если не десятилетий. Я безуспешно пыталась получить его на выставку „Авангард и авиация“ (2014) в Еврейском музее и центре толерантности. Мне говорили, что необходима реставрация, но в целом у меня тогда создалось ощущение, что руководство не вполне осознает ценность „Летатлина“ именно как произведения искусства — он был представлен в экспозиции как один из махолетов начала века, что-то вроде махолета Лилиенталя (такой есть, например, в музее Жуковского на улице Радио)».

Исследовательские и восстановительные работы в Третьяковке велись с осени 2016 года. Как сообщает пресс-служба, это была самая масштабная комплексная научно-исследовательская реставрация за все время существования «Летатлина», осуществленная при поддержке «Группы ЛСР». Восстановленный махолет можно будет увидеть в постоянной экспозиции Третьяковки с другими произведениямии Владимира Татлина.

Безмоторный летательный аппарат для индивидуального полета был создан Владимиром Татлиным вместе с помощниками, студентами Вхутеина — А.Г.Сотниковым, Г.С.Павильоновым, А.В.Щипицыным, А.Е.Зеленским, хирургом М.А.Гейнце, летчиком-инструктором А.В.Лосевым в 1929–1932 годах. Этот объект состоит из четырех частей: двух крыльев разного вида (левое — с тканевой обтяжкой, правое — без нее), фюзеляжа и подвесной плетеной люльки. Изготовлен аппарат из различных материалов: дерева — остов всей конструкции выполнен из гнутых реек со вставками из китового уса и с обмоткой киперной лентой; металла — рычаги управления, подшипники, накладные планки на лонжеронах крыльев; проволоки — под обтяжкой левого крыла; пробки — вставки в конструктивных сочленениях фюзеляжа; ткани — обтяжка левого крыла; кожи — ремни и шнуры; ротанга — плетеной люльки. В 1932 году Татлин впервые представил на персональной выставке в Государственном музее нового западного искусства весь проект по созданию «Летатлина» — три модели летательных аппаратов и отдельные элементы, рисунки и чертежи. Как считают специалисты Третьяковки, после нескольких показов в 1930-е годы ни один из аппаратов, вероятно, полностью не уцелел.

В середине 1950-х годов, после смерти Татлина, его наследие было разделено между музеями. Отдельные элементы махолета попали в Центральный дом авиации, противовоздушной и противохимической обороны имени М.В.Фрунзе. В 1977-м восстановленный махолет экспонировался вновь как художественный объект на персональной выставке Татлина в Центральном доме литераторов. В каталоге выставки он впервые назван «Летатлин № 3». В 1990-е годы «Летатлин» неоднократно экспонировался на выставках. Последние 20 лет «Летатлин» выставлялся в ангаре Центрального музея ВВС РФ в поселке Монино вместе с военной техникой, несмотря на то что махолет — конструкция чисто концептуальная — на практике никогда не летал.  «Это наиболее сложная динамичная материальная форма, которая может войти в обиход советских масс как предмет ширпотреба, — пояснял Татлин. — Летательный аппарат — форма, которая отвечает потребности момента в преодолении человеком пространства».

Материалы по теме:
Куда полетит «Летатлин»?
Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+