The Art Newspaper Russia
Поиск

Выставки декабря в галереях Москвы

«Открытки от художников» в галерее Веры Погодиной VP Studio, память об СССР в галерее XL, бельгиец Ноэ Сендас в RuArts и другие

Подарочный набор

Что подарить человеку, у которого все есть? Ответ очевиден: конечно, искусство! Не зря галеристы в предвкушении урожайного праздничного сезона достают из закромов работы подарочного формата: некрупные, не очень дорогие и, по возможности, политкорректные, — все нонспектакулярное, вызывающе эротичное и оскорбляющее чувства верующих подождет до другого раза.

Первопроходец жанра — галерея Веры Погодиной VP Studio. Ее традиционные «Открытки от художников» (6–15 декабря) в скромном пространстве самой галереи давно не помещаются. В этом году уже десятая по счету выставка займет весь флигель «Руина» Государственного музея архитектуры. Галеристка решила вернуть к жизни жанр небольших произведений, которые художники дарили близким и друзьям со времен Шишкина и Айвазовского. И ей это удалось: участников уже больше 100, и все они создают работы специально для выставки. В «мини-формате» представлены буквально все значимые имена в российском современном искусстве: от Константина Батынкова до Павла Пепперштейна. 

Подарки от звезд совриска можно купить и напрямую у них самих — на выставке объединения Mos.Koop. В него входит практически весь цвет московской концептуальной школы: Никита Алексеев, Лариса и Константин Звездочетовы, Нина Котел, Игорь Макаревич и Елена Елагина, Борис Матросов, Сергей Мироненко, Андрей Монастырский, Аркадий Насонов, Никола Овчинников и Мюриэль Руссо, Витас Стасюнас, Мария Чуйкова и другие... Ярмарка их работ пройдет 10 декабря в новом кафе «Художник» на улице Палиха. Событие на самом деле уникальное: обычно однодневные выставки «кооператива» проходят в мастерской Николы Овчинникова в режиме суровой конспирации и попасть на них можно только по личному приглашению участников.

Но кто сказал, что дарить нужно только современное искусство? Если вы подозреваете, что одариваемый в глубине души — дитя, ждущее от Деда Мороза волшебных игрушек, возьмите на заметку еще один секретный адрес — Галерею Елены Громовой. Она специализируется на авторских куклах. Имена участников выставки «Рождественская гостиная» (12–28 декабря) — Татьяна Баева, Наталия Лопусова-Томская, Има Народицкая, Наталья Победина, Елена и Михаил Сорины, Александра Худякова — вряд ли что-то скажут простому смертному, но коллекционерам ласкают слух, как родные: в своем жанре эти художники действительно вне конкуренции. При желании отсюда можно уйти с полным набором статусных подарков — от собственно авторских кукол (для ценителей) до елочных игрушек ручной работы (для всех остальных). 

Если требуется подарок для человека с умеренно консервативными вкусами, стоит заглянуть в галерею «Ковчег» 9–10 декабря. Молниеносный «Ковчег-маркет» объединит графику и живопись мастеров середины XX века Ростислава Барто, Василия Ватагина и других с работами молодых авторов: Евгении Буравлевой, Егора Плотникова. Стремясь максимально облегчить жизнь покупателям, галеристы соберут в каждом зале работы одного жанра: «До горизонта» (пейзажи), «Тихая жизнь предметов» (натюрморт), «Площадка молодняка» (анималистика, новогодние и «детские» сюжеты), «Пятно на стене» (абстракция). 

Есть вариант и для тех, кто откладывает покупку подарков на последний момент. Выставка «Сказка про Новый год» в «Розе Азора» продлится больше месяца (6 декабря — 14 января). На ней соберутся в основном постоянные авторы галереи: Саша Пастернак, Дюдя Сарабьянов, Ольга Солдатова, Антон Тотибадзе и еще с десяток художников. В разделе скульптуры — яркие брутальные деревянные работы Сергея Горшкова и трогательные фигурки из папье-маше от петербуржской художницы Дины Хайченко — то что нужно для новогоднего настроения в доме. Будет и графика Константина Батынкова — когда доходит дело до зимних сюжетов, ему равных нет. 

Обломки империи

Дмитрий Окружнов и Мария Шарова — художники молодые, но не по-юношески целеустремленные: год за годом они запечатлевают засасывающую человечество цифровую реальность средствами классической живописи. В то время как большинство их сверстников сроднились с виртуальностью настолько, что не замечают ее, как воздух, супружеский дуэт упорно пугает нас подкравшимся незаметно электронным апокалипсисом — распадом видимого мира на отдельные пиксели, собрать которые воедино запутавшемуся в глобальной сети разуму явно не под силу. Новая выставка 206 Partial Сontent (12 декабря — 12 января) в галерее XL посвящена памяти об СССР. За вдохновением авторам далеко ходить не пришлось: их мастерская расположена в полуразвалившемся советском ДК. «В зрительном зале все красные шерстяные сиденья покрыты коконами моли, а в коридорах впору снимать фильмы Тарковского», — рассказывают художники. И задаются вопросом: «Но что мы знаем об эпохе, которая построила эти когда-то бывшие величественным зданием руины?» Недавнее прошлое, известное лишь по фильмам, рассказам родственников и обрывочным текстам в Интернете, ускользает от понимания любопытных миллениалов, и немудрено. На то, чтобы представить себе театр абсурда величиной с целую страну, не хватило бы воображения у самого Ионеску. Пропущенные сквозь пиксельный фильтр заплесневелые остатки былой советской роскоши превращаются в сумрачный визуальный квест, лишенный разгадки. Тотальная инсталляция — пять картин и разбросанные по галерее куски штукатурки из того самого ДК — убедительно реконструирует смутный образ СССР в сознании человека, никогда не стоявшего в очереди за докторской колбасой. 

Оборотная сторона

Галерея «Культ­Проект» — одна из самых загадочных в Москве: ни вывески, ни окон-витрин, на входе — строгий консьерж. Найти непросто, проникнуть в смысл выставок с изощренными концепциями и подчас запутанной драматургией еще сложнее. Впрочем, в случае новой выставки «Вполоборота» (7–24 декабря) дело того стоит. Третья часть цикла «Гений места» (в «Культ­Проекте» любят выставки-сериалы) расположится, как и первые две, сразу на двух площадках: продолжение экспозиции — в муниципальной Галерее XXI века. В отличие от предыдущих «серий» нынешняя посвящена не столько месту, сколько времени. Ее тема — завораживающая и зыбкая топография памяти. Однако в противоположность проекту Дмитрия Окружнова и Марии Шаровой в галерее XL здесь речь пойдет не о развалинах империи, а о личных историях. Художники пытаются поймать ускользающие образы прошлого, которые нет-нет да и мелькают на периферии сознания человека, чьи мысли изо дня в день заняты заботами о настоящем и будущем. В вышивках-коллажах Марии Арендт запечатлены страхи и тревоги детства, в инсталляции Надежды Анфаловой — тени ушедших близких. Владимир Козин представил свой автопортрет в образе современного святого Себастьяна. Александр Морозов создал из тарелок ЛФЗ и авосек инсталляцию, посвященную астрологическим картам-космограммам. Посыл авторов понятен: единственный способ не затеряться в лабиринтах памяти — не оборачиваться, а поглядывать назад искоса и украдкой. В общем, жить вполоборота. 

Из какого сюра...

В декабре галерея RuArts празднует собственный день рождения. Довеском к праздничному торту традиционно выступает выставка какого-нибудь иностранного деятеля искусств. В этом году гастролер — родившийся в Бельгии и живущий в Берлине художник Ноэ Сендас. В творчестве этого выходца с родины Рене Магритта и Поля Дельво чисто бельгийская слабость к сюрреализму сочетается с немецкой основательностью и аккуратностью. В качестве основы для своих работ Сендас использует то найденные в архивах фотографии, то кадры из фильмов золотого века Голливуда, то собственные снимки. И обращается с ними без особого почтения: накладывает поверх изображения геометрические фигуры или с помощью нехитрых манипуляций убирает «лишнее» — лица, головы, а то и все тело модели, за исключением руки или ноги. Он виртуозно жонглирует своими и чужими образами, стабильно поставляя на рынок в меру многозначительный и безупречно глянцевый продукт (кстати, некоторые из привезенных в Москву фотографий сделаны в рамках коллаборации с британским журналом Wallpaper*). На выставке «Ноэ Сендас. Фотографии» (8 декабря — 27 января) покажут работы из нескольких серий. Самая любопытная — Peep, основанная на любительских портретах игривых красоток, позаимствованных из альбомов американских солдат времен Второй мировой.

Убийственно красиво

Мэт Коллишоу, один из уже давно немолодых «Молодых британских художников», незаслуженно мало известен в России, в отличие от «великого и ужасного» Дэмиена Херста или провокаторши со стажем Трейси Эмин. Неудивительно, ведь работы сумрачного англичанина, своим главным источником вдохновения называющего патолого-анатомический атлас, не из тех, что взрывают Instagram. Язык, на котором он говорит о смерти, красоте и неизбежной смерти всякой красоты, плохо читается с экрана смартфона. Его высокотехнологичные и насыщенные аллюзиями к старым мастерам визуальные аттракционы надо видеть своими глазами. С 19 января по 31 марта это можно будет сделать в Галерее Гари Татинцяна. Могу поспорить, более красивой комнаты страха нам еще не показывали. Зеркала с секретом, на которых медленно проступают ожившие фигуры с полотен Караваджо. Исчезающий на наших глазах призрак 1000-летнего дуба, нарисованный ажурной вязью лазерных лучей. И наконец, гвоздь программы — скульптура-зоотроп All Things Fall, которая три года назад заворожила публику в римской Галерее Боргезе. Главный шедевр Коллишоу представляет собой шизофренический гибрид эстетики барокко, антикварной докинематографической анимации и современных достижений 3D-печати. Представьте себе рубенсовскую сцену избиения младенцев, оживающую при вращении со скоростью 18 оборотов в секунду!  

Просмотры: 4280
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
5
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
6
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
7
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
8
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
9
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
10
Музей Виктории и Альберта открыл собственный центр фотографии
Центр станет одним из немногих мест, где можно будет увидеть раннюю фотографию рядом с современной
12 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru