The Art Newspaper Russia
Поиск

Однодневная выставка Christie’s в Москве: Фаберже, Гончарова и русские ордена маршала Мюрата

Аукционный дом представляет топ-лоты лондонских торгов русского искусства

Гвоздь программы — небольшая, но исключительная по качеству европейская коллекция изделий Карла Фаберже и предметов с императорским провенансом. Она состоит из 19 лотов, которые выставлены на торги Christie’s в Лондоне 27 ноября. Предварительная оценка коллекции — около £2 млн. В Москву привезли девять вещей из этого собрания, в том числе миниатюрную модель портшеза (переносного кресла) из многоцветного золота, украшенную эмалью (мастер Михаил Перхин, Санкт-Петербург, 1899–1903). Крошечных моделей мебели, изготовленных фирмой Фаберже, известно очень мало, и практически все они находятся в музейных и королевских собраниях (в частности, у британской королевы). Данный портшез когда-то принадлежал крупному промышленнику Максимилиану Отмару Нойшеллеру, одному из владельцев Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры. Это самый дорогой лот предстоящего аукциона, его предварительная оценка составляет £700 тыс. — £1 млн. Есть все основания полагать, что цена на аукционе дойдет до миллионной отметки и даже перешагнет ее. Для сравнения: в апреле 2007 года на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке бонбоньерка в форме кресла ушла с молотка за $2,2 млн. Конечно, можно возразить, что это был период, когда спрос и цены на русское искусство были на пике, но Фаберже высоко ценился всегда и востребован не только российскими коллекционерами.

Еще одна находка из той же коллекции — серебряная фигурка носорога с заводным механизмом (Санкт-Петербург, около 1909). Подобных «игрушек для взрослых» фирмы Фаберже сохранилось всего четыре экземпляра, и это одна из них. Помимо уникальности и хитроумного механизма, к достоинствам вещи можно добавить императорский провенанс: предмет был подарен женой Александра III императрицей Марией Федоровной внуку, князю Василию Александровичу. Именно у его наследников отец теперешнего владельца и приобрел эту вещь, которая выставлена на торги с эстимейтом £300–500 тыс. Глава русского отдела Christie’s Алексей Тизенгаузен, следуя правилам аукционного дома, имя коллекционера не называет, но отмечает, что собрание Фаберже хоть и небольшое, но выдающееся, а предметы из него неоднократно были представлены на выставках, в том числе в Эрмитаже, а также в Лондоне и Париже. «Этот человек собирал мало, но умел найти уникальные вещи: великолепные по технике исполнения, с безупречным провенансом и самые „желанные“ изделия Фаберже, например „игрушки для взрослых“ вроде носорога с заводным механизмом или миниатюрной мебели».

На однодневной выставке Christie’s можно увидеть еще один подарок Марии Федоровны, на этот раз ее супругу императору Александру III по случаю 24-летия их брака в 1890 году. Портсигар мастера Михаила Перхина с клеймом Фаберже из двухцветного золота, украшенный эмалью, происходит из той же коллекции и оценивается в £250–350 тыс. Сам Александр III, в свою очередь, подарил сыну, цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору Николаю II, на его 25-летие в 1893 году золотой портсигар, украшенный эмалью и драгоценными камнями, уже фирмы Гана с клеймом мастера Александра Трейдена (эстимейт £70–90 тыс.).

Наконец, еще один подарочный лот — брошь из золота и серебра, выполненная по эскизам Альмы Пиль, одного из известнейших финских ювелиров XX века, которая работала в фирме Карла Фаберже. Драгоценное украшение в форме снежинки (эстимейт £40–60 тыс.) было подарено нефтяным магнатом Эммануилом Нобелем жене одного из деловых партнеров. Известно, что Нобель заказал у Фаберже несколько брошей дизайна Альмы Пиль для подарков и презентовал их своим гостьям во время торжественных приемов. Кроме портсигара, бонбоньерки, табакерки и набалдашника для зонтика из того же собрания, на выставке представлены изделия Фаберже из других источников: в частности, большая модель медведя из белого оникса, оцененная в £200–300 тыс., и серебряный звонок в форме зайца, украшенный драгоценными камнями (эстимейт £30–50 тыс.).

Из других предметов декоративно-прикладного искусства в Москву привезли две редкие фарфоровые плакетки на военную тематику (эстимейт £40–60 тыс.) и русские ордена из коллекции семьи Мюрат, наследников того самого легендарного французского маршала, сподвижника Наполеона Иоахима Мюрата. Орден Cвятого Александра Невского и орден Cвятого апостола Андрея Первозванного были преподнесены Мюрату во время заключения Тильзитского мира между Россией и Францией в 1807 году. Их предварительная оценка составляет £80–120 тыс. за каждый.

Из живописи в этот раз на предаукционной выставке Christie’s всего две работы, обе написаны русскими художницами. Особого внимания заслуживает «Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой 1914 года. Долгое время картина приписывалась Михаилу Ларионову, и, только попав к специалистам аукционного дома, она была верно атрибутирована. Работа большого формата, написанная в традициях сезаннизма, оценивается в £500–700 тыс. Также на выставке можно увидеть полотно русской парижанки Марии Васильевой 1921 года, на котором изображено знаменитое артистическое кафе «Ротонда» (эстимейт £180–250 тыс.).

Выставка открыта в галерее московского офиса Christie’s 9 ноября с 10 до 18 часов по адресу: Романов переулок, дом 2/6, строение 13.

Просмотры: 2364
Популярные материалы
1
Поцелуй в истории искусства
Страстные и мифологические, растиражированные и непристойные, однополые и даже патриотические — смотрите нашу подборку самых известных (и не очень) арт-поцелуев ко Дню всех влюбленных.
14 февраля 2018
2
Шедевры Густава Климта стали доступнее
В венском Музее истории искусств вновь установили «Лестницу к Климту», а в шкафу бывшего музейного секретаря нашли его считавшийся утраченным рисунок.
16 февраля 2018
3
Дэвид Хокни написал свою историю искусства
Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом.
16 февраля 2018
4
Умер Александр Шаталов
Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове.
16 февраля 2018
5
Те же, но в Манеже: репортаж с ярмарки Russian Art & Antique Fair
Сегодня в московском Манеже открывается ярмарка классического и современного искусства RAAF (13–18 февраля). В матче между классиками и современниками счет пока в пользу классиков.
13 февраля 2018
6
Ольга Кабанова: Казус Полисского и синдром тотальной бдительности
Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia o ситуации с «Пламенеющей готикой», сгоревшей на Масленицу в Никола-Ленивце.
19 февраля 2018
7
Николай Полисский о «Пламенеющей готике»: «Это созданный на пустом месте конфликт»
Художник и основатель фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» Николай Полисский рассказал TANR о скандале вокруг его произведения «Пламенеющая готика».
19 февраля 2018
8
«Мадонна во славе» вернулась в Эрмитаж
Музей завершил многолетнюю реставрацию одного из шедевров Россо Фьорентино — «Мадонны во славе».
15 февраля 2018
9
Три выставки недели
Каждое третье воскресенье месяца музеи, находящиеся в ведении города Москвы, можно посетить бесплатно. Предлагаем «Ретроспективу» Всеволода Тарасевича в МАММ, «Войти в историю» в Музее Москвы и «Северный путь» в Дарвиновском музее.
16 февраля 2018
10
Советское ар-деко покажут в галерее «Эритаж»
Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют на выставке с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа.
19 февраля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru