18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Глеб Смирнов представил свою «Метафизику Венеции»

№58
Материал из газеты

Ольга Кабанова познакомилась с книгой «Метафизика Венеции»— сборником новелл, рассказывающих не только о скрытой сущности города-фантома

Книга начинается с описания того, как автор стремительно шагает по венецианским улочкам и стук его каблуков разносится в пространстве. Автору нравится слышать себя в Венеции. Это не значит, что он игнорирует читателя, но сразу, в первой же главе-новелле «Три встречи», предупреждает: собеседником ему может быть не каждый. Вот Иосиф Бродский, да, достоин. Встреч у автора с поэтом было две, третья — только с гробом, на похоронах. Но и при коротком, лишь с виду случайном знакомстве они обсудили самое важное — поэзию. От естественной робости автор начинает объяснять Бродскому, что не так в его стихах и чем плоха Цветаева, а также декламирует стихи поэтов, с его точки зрения, лучших. Бродский все больше отмалчивается да курит, но изредка ему все же удается удивиться и вставить слово.

После подобного зачина на протяжении всей книги читатель и чувствует себя таким вот смирновским Бродским. Так же, можно сказать, покуривая, выслушивает справедливые утверждения: «Склонность к самоуглублению, сомнению и мыслительным процессам вообще самый гарантированный способ остаться одиноким». Изумляется его причудливому красноречию: «Ибо негуманно лишать читателя заслуженной им минуты отдохновения, пусть подышит свежим озоном высокой мудрости». Иногда читатель этот мысленно автору возражает: все же византийская иконопись прижилась на Руси не только из-за приезда Софьи Палеолог. Порой удивляется: зачем писать целую главу, объясняющую в десяти параграфах разницу между Венецией и Петербургом, когда очевидно, что эти города ну ничем не похожи, поскольку первый стоит на воде, а второй на земле? Что было в первом же параграфе и отмечено. Ну и, приходится признаться, иногда автор утомляет читателя обилием цитат, закавыченных или скрытых, как поэтических (на языке оригинала, с переводом и без), так и из научных трактатов. Восхищаться чужой начитанностью нелегко.

Искусствовед, философ, литератор Глеб Смирнов, многие знают, действительно живет в Венеции. И кажется правдой, что проводит там жизнь в размышлениях и наблюдениях, в гедонистической меланхолии, к чему город — второй герой книги — склоняет каждого. Для иного русского путешественника Глеб Смирнов и сам венецианская достопримечательность, обязательная для ознакомления. Поздоровавшись с ним, вы через одно рукопожатие становитесь знакомцем не просто Бродского, но Бродского в Венеции, что намного важнее. Поскольку стоит этот город — и это в книге главное — не на воде, а на елисейских полях, являя собой Элизиум, райский остров, обитель душ блаженных. Последняя глава — трактат об истории этого понятия, в финале же автор описывает свое видение рая и его насельников. Вот такая метафизика.  

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
4
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
5
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
6
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
7
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+