18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Глеб Смирнов представил свою «Метафизику Венеции»

№58
Материал из газеты

Ольга Кабанова познакомилась с книгой «Метафизика Венеции»— сборником новелл, рассказывающих не только о скрытой сущности города-фантома

Книга начинается с описания того, как автор стремительно шагает по венецианским улочкам и стук его каблуков разносится в пространстве. Автору нравится слышать себя в Венеции. Это не значит, что он игнорирует читателя, но сразу, в первой же главе-новелле «Три встречи», предупреждает: собеседником ему может быть не каждый. Вот Иосиф Бродский, да, достоин. Встреч у автора с поэтом было две, третья — только с гробом, на похоронах. Но и при коротком, лишь с виду случайном знакомстве они обсудили самое важное — поэзию. От естественной робости автор начинает объяснять Бродскому, что не так в его стихах и чем плоха Цветаева, а также декламирует стихи поэтов, с его точки зрения, лучших. Бродский все больше отмалчивается да курит, но изредка ему все же удается удивиться и вставить слово.

После подобного зачина на протяжении всей книги читатель и чувствует себя таким вот смирновским Бродским. Так же, можно сказать, покуривая, выслушивает справедливые утверждения: «Склонность к самоуглублению, сомнению и мыслительным процессам вообще самый гарантированный способ остаться одиноким». Изумляется его причудливому красноречию: «Ибо негуманно лишать читателя заслуженной им минуты отдохновения, пусть подышит свежим озоном высокой мудрости». Иногда читатель этот мысленно автору возражает: все же византийская иконопись прижилась на Руси не только из-за приезда Софьи Палеолог. Порой удивляется: зачем писать целую главу, объясняющую в десяти параграфах разницу между Венецией и Петербургом, когда очевидно, что эти города ну ничем не похожи, поскольку первый стоит на воде, а второй на земле? Что было в первом же параграфе и отмечено. Ну и, приходится признаться, иногда автор утомляет читателя обилием цитат, закавыченных или скрытых, как поэтических (на языке оригинала, с переводом и без), так и из научных трактатов. Восхищаться чужой начитанностью нелегко.

Искусствовед, философ, литератор Глеб Смирнов, многие знают, действительно живет в Венеции. И кажется правдой, что проводит там жизнь в размышлениях и наблюдениях, в гедонистической меланхолии, к чему город — второй герой книги — склоняет каждого. Для иного русского путешественника Глеб Смирнов и сам венецианская достопримечательность, обязательная для ознакомления. Поздоровавшись с ним, вы через одно рукопожатие становитесь знакомцем не просто Бродского, но Бродского в Венеции, что намного важнее. Поскольку стоит этот город — и это в книге главное — не на воде, а на елисейских полях, являя собой Элизиум, райский остров, обитель душ блаженных. Последняя глава — трактат об истории этого понятия, в финале же автор описывает свое видение рая и его насельников. Вот такая метафизика.  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+