18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей имени Рублева поменяет постоянную экспозицию к своему 70-летию

№58
Материал из газеты

К церковному искусству подошли концептуально

Грядущее 70-летие Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — повод не только для празднования, но и для большой заблаговременной работы. Необходимость преобразования экспозиции, существующей с 1990-х годов, давно очевидна для музейных специалистов. Нынешняя реорганизация предполагает ряд изменений, вплоть до новой концепции показа памятников.

Отечественное искусствоведение долгое время ограничивалось интересом к древностям XI–XVII столетий, не придавая особого значения более позднему периоду. Новая концепция расширяет хронологические рамки экспозиции, включая иконы начала XX века, выполненные в стилистике модерна. «Музей не может оставаться неизменным. Формирование коллекций, их изучение и репрезентация должны отвечать запросам времени, — убежден директор музея Михаил Миндлин. — Если посетитель видит, что экспозиция осталась такой же, как пару лет назад, вряд ли он захочет вернуться в музей еще через год».

Как расширить экспозицию, оставаясь в пределах прежней площади и подчиняясь невозможности что-либо изменять в ансамбле Спасо-Андроникова монастыря? Для решения задачи музей обратился к «Обледенению архитекторов» — известной московской группе архитекторов. Предложенный ими проект позволяет освоить даже небольшие не занятые раньше площади.

Прежнее плотное размещение икон повторяло композицию храмового интерьера, однако зачастую близкое соседство произведений различных стилей и школ затрудняло их восприятие. Что органично в храме, не всегда уместно в музее: каждый из памятников здесь требует самоценной подачи. Планируемая экспозиция иконописи будет сопровождаться показом редких образцов ювелирного искусства, церковного шитья, рукописной и старопечатной книги. Добавятся коллекции металлопластики, деревянной скульптуры, архитектурных деталей храмов, лицевого шитья.

Концепция предполагает ротацию экспонатов: они будут сменять друг друга, позволяя полнее продемонстрировать богатство собрания. Появится и пространство для «выставок одного шедевра», где, помимо собственных уникумов, могут быть показаны экспонаты из собраний музеев-парт­неров и частных коллекционеров. 

У каждого музея есть своя «Мона Лиза» — главный символ собрания. В данном случае это «Спас из Гавшинки», ярославская икона XIII века. По традиции она открывала экспозицию как древнейшая в музейной коллекции. Особую роль ей отводят и создатели новой экспозиции, которую можно будет увидеть уже в декабре. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+