18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ангел, не улетай!

Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал, что древняя икона «Ангел „Златые власы“» не покинет музейный комплекс

Руководство Государственного Русского музея несколько недель не давало официальных комментариев о судьбе самой знаменитой иконы из своего собрания — «Ангела „Златые власы“» XII века. Пресс-конференцию, посвященную ее возможному перемещению из постоянной экспозиции музея в церковь Михайловского замка, буквально вынудили провести многочисленные публикации в СМИ и коллективное обращение сотрудников ГРМ в прокуратуру с просьбой защитить музейную коллекцию от посягательств извне и «от давления со стороны Министерства культуры», как написали авторы в своем обращении.

«Никакого давления со стороны Министерства культуры и лично министра на руководство музея и лично на директора, никаких требований исполнить чьи-то пожелания об изъятии иконы под угрозой увольнения директора не было и нет, — с этого начал свое выступление перед журналистами и сотрудниками, собравшимися в залах древнерусского искусства, Владимир Гусев. — Было деловое обсуждение рабочих вопросов. А перемещение любого экспоната внутри музея и на его территории — оно возможно!»

Именно эта фраза и вызвала у всех собравшихся вчера в Русском музее впечатление, что руководство ГРМ не будет категорически сопротивляться требованиям главы строительной фирмы «Сапсан» и фонда «Иваново дело» Сергея Шмакова — ведь он и не просит об изъятии иконы из музея. Кстати, в 2009 году еще одна икона из собрания ГРМ — Торопецкой Божьей Матери XIV века по просьбе Русской православной церкви и по разрешению Минкультуры была выдана на временное экспонирование в построенный ГК «Сапсан» поселок Княжье Озеро в Подмосковье, да так там и остается.

Напомним, за последние два месяца в прессе не раз появлялись публикации о том, что Шмаков просит руководство Русского музея перенести «Ангела „Златые власы“» из постоянной экспозиции в домовую церковь Михайловского замка (одно из зданий, принадлежащих ГРМ). Взамен предприниматель обещает выделить музею 4 млн. руб. на завершение ее реставрации. Владимир Гусев на встрече с прессой заявил, что запросы об иконе «Ангел „Златые власы“» поступают от Шмакова и фонда «Иваново дело» в музей и Минкультуры с 2014 года. В них, в частности, указывается, что «икона имеет особый духовный смысл, помимо высокого культурного и исторического значения, но не каждый верующий может к ней прикоснуться».

Директор Государственного Русского музея напомнил, что когда речь шла о выдаче на временное экспонирование иконы Торопецкой Божьей Матери, то за Шмакова поручились своим честным словом патриарх Кирилл и тогдашний министр культуры Александр Авдеев, однако все трое не сдержали обещаний.

«Я виноват, что такое случилось с Торопецкой иконой, это полностью моя вина, — сказал Владимир Гусев. — В данном случае у меня есть не ощущение, но знание, что эта ситуация не повторится, и я теперь никому не поверю».

Правда, директор не уточнил, кому именно он не поверит: Шмакову, РПЦ или Минкультуры. На встрече он подробно говорил о том, почему невозможно выполнить требование господина Шмакова. Церковь Михайловского замка — маленькая, находится внутри здания, доступа к ней снаружи нет. Изнутри вплотную к ней примыкают хранилища и реставрационные мастерские. Следовательно, богослужения для всех желающих посетителей с улицы проводить категорически невозможно. Притом что у самого музея есть договоренность с епархией о проведении в домовых церквях Михайловского дворца и Михайловского замка служб для сотрудников, ГРМ получил на это антиминс (предмет, позволяющий проводить полную литургию. — TANR).

Говорил Владимир Гусев и о том, что музей призван хранить культурное наследие страны, о ценности коллекции и хрупкости экспонатов. К сожалению, одной простой фразы «мы не пойдем на поводу у тех, кто вмешивается в работу музея и диктует специалистам, как и где им нужно хранить экспонаты» собравшиеся от директора Русского музея так и не услышали.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой
12.09.2025
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+