18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Император вместо князя, Милан вместо Корсуни

№57
Материал из газеты

После научной реставрации и выявления подлинной иконографии Третьяковка представляет полотно кисти Андрея Иванова — отца создателя «Явления Христа народу»

Небольшая выставка под названием «Судьба одной картины Андрея Иванова: исследование и реставрация» будет внедрена в постоянную экспозицию музея в Лаврушинском переулке с середины октября сроком на три месяца. По замыслу куратора Светланы Степановой демонстрацию полотна «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» сопроводит мультимедийный рассказ о ходе изысканий и реставрационных работ. Это как раз тот случай, когда мультимедиа не просто дань моде, а важная смысловая составляющая проекта в целом.

Участь картины, написанной в 1829 году, оказалась весьма непростой. В собрание Третьяковской галереи она поступила в 1968-м под названием «Крещение князя Владимира в Корсуни». Именно так аттестовала ее вдова известного коллекционера, врача-кардиолога Андрея Арендта, передавшая полотно в музей. Это название закрепилось в документах, несмотря на неуверенность специалистов. Бралось под сомнение и авторство, даже наличие подписи убеждало не всех. Но как раз эти подозрения развеялись в первую очередь в процессе исследований 2015–2016 годов.

При каких обстоятельствах картина появилась в коллекции Арендта, неизвестно, зато удалось установить, что она относилась к числу выполненных на заказ Андреем Ивановым, профессором петербургской Академии художеств, для православного храма в Пекине. В ту пору, в 1820-е годы, Русская духовная миссия в Китае находилась на подъеме и государство озаботилось поновлением и украшением тамошних церквей. В частности, рекомендовалось «написать в С.-Петербурге на холсте новые образа рукою лучшаго живописца и доставить оные в Пекин при первом удобном случае».

Этим «лучшим живописцем» и стал Андрей Иванов, создавший в два приема, в 1823 и 1829 годах, совокупно 18 полотен «священного содержания». Степень его вовлеченности в «проект» была столь высока, что он даже намеревался отправить в Пекин своего сына Александра в качестве штатного художника при духовной миссии — на целых 12 лет. Как известно, младший Иванов все же предпочел Италию.

Картины Андрея Ивановича, написанные для Китая, бесследно исчезли в XX веке — все, кроме одной, той самой, что представляет сейчас Третьяковская галерея. Детальное изучение позволило переатрибутировать сюжет. Версия с крещением князя Владимира окончательно отпала, и теперь можно уверенно утверждать, что здесь изображена сцена из жития миланского епископа Амвросия, почитаемого святым не только в католичестве, но и в православии. Хотя эпизод, в котором Амвросий не допускает к причастию императора Феодосия, обагрившего руки кровью восставших фессалоникийцев, гораздо чаще использовался в западном искусстве (вспомнить хотя бы полотна Рубенса и Ван Дейка на этот сюжет), все-таки и для отечественной традиции он не совсем чужд. Как полагает Светлана Степанова, такой сюжет мог быть выбран для духовной миссии в Китае в качестве нравоучительного. В любом случае нынешнее название картины соответствует официальному списку 1829 года и устраняет былую путаницу.

Перипетии бытования полотна сказались и на его сохранности. Характер изломов холста и утрат красочного слоя заставляет предположить, что картина долгое время хранилась в сложенном виде. К тому же над ней когда-то не единожды поработали не слишком умелые реставраторы — скажем, полотно было дублировано на более тонкий холст с нарушением технологии. По этой причине не удалось полностью устранить деформацию авторского холста. Пришлось повозиться реставратору ГТГ Ивану Салахову и с многочисленными позднейшими записями, которые изменились в тоне и существенно потемнели.

Ход исследований и реставрации картины подробно описан в сборнике «Третьяковские чтения — 2016: Материалы отчетной научной конференции». Мультимедийный же дайджест на выставке будет, конечно, не столь содержательным, зато наверняка эффектным и эмоциональным.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+