18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Работы Сутина в ГМИИ соединятся со старыми мастерами и современным искусством

Более полусотни работ художника из десятка европейских музеев и пяти западных и российских частных коллекций будут показаны на его первой ретроспективе в основном здании ГМИИ им. Пушкина

В российский музеях хранится лишь одно произведение Хаима Сутина (1893 — 1943) — «Автопортрет» 1920–1921 годов из Эрмитажа. Около десятка работ художника участвовали в выставке «Парижская школа» в 2011 году, и еще несколько было показано в проекте, посвященном Музею искусства авангарда Вячеслава Кантора. Но в целом Сутин — художник, прежде у нас невиданный. А ведь половина современного мира (как минимум американские и британские художники-экспрессионисты) считает вклад Сутина не менее важным для искусства ХХ века, чем творчество Пабло Пикассо.

В ГМИИ приедет полсотни произведений, большая часть которых хранится в парижском Музее Оранжери, свой вклад внесли Центр Помпиду, Лувр, швейцарские, австрийские и английские музеи. Часть работ получена из западных и российских частных коллекций.

Под экспозицию выделили три зала, в которых обычно висит итальянская живопись (интерес проекту придает, кроме прочего, и то, что он идет одновременно с выставкой современного китайского художника Цай Гоцяна и экспозицией австрийских экспрессионистов Густава Климта и Эгона Шиле). Архитектурой выставки Сутина занимается Алексей Подкидышев, который выбрал для ее оформления насыщенный синий и фиолетовый (он уже работал в музее над выставкой Пиранези и экспозицией грузинского авангарда). А кураторы Клэр Бернарди из музея Орсе и Сурия Садекова из ГМИИ сосредоточились не только на авангардных качествах работ художника, но и на его стремлении к классицизму.

В каждом разделе: портреты, натюрморты, пейзажи — будут представлены не только работы Хаима Сутина, но и произведения старых мастеров и современных художников. «Голова старика» Фрагонара (1760-е) должна подчеркнуть, как внимательно Сутин, постоянно посещавший Лувр, изучал фактуру живописи предшественников. А рисунок с женской фигурой Виллема де Кунинга (1960-е) — показать, какое сильное влияние оказала эмоциональная живопись Сутина на американских экспрессионистов. Самым драматичным наверняка будет зал, посвященный натюрморту, — тут будет показано полотно Хаима Сутина из серии с разделанными бычьими тушами. Но самое удивительное сопоставление, пожалуй, ждет зрителей в зале пейзажа: контрапунктом к неуправляемым эмоциям и извивам сутинских деревьев и лестниц станет «Великодушие Сципиона» Никола Пуссена 1640 года — образец французского классицизма, идеальный до скучности. «Сутин, раздираемый эмоциями и создававший на первый взгляд хаотичные, беспорядочные пейзажи, неустанно искал классическую гармонию, — говорит куратор Сурия Садекова. — Будучи иностранцем, он упорно стремился не просто к полной интеграции во французскую культуру, а мечтал стать ее неотъемлемой частью. И, безусловно, именно в истинно французском стройном, рациональном творчестве Пуссена воплотилось все то, к чему стремился Сутин».

ГМИИ им. Пушкина
Хаим Сутин. Ретроспектива
С 24 октября 2017 по 21 января 2018

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+