18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский стиль захватил особняк Остермана

№56
Материал из газеты

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства 20 октября в особняке Остермана открывает «Русский стиль. От историзма к модерну», важную часть обновленной постоянной экспозиции

В залах главного дома усадьбы Остерманов уже через месяц откроют новую постоянную экспозицию «Русский стиль. От историзма к модерну». Она зай­мет около 1 тыс. кв. м, переданных Министерством культуры РФ Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства два года назад, и будет включать 650 отборных предметов. Между прочим, большинство из них происходит из легендарной коллекции мецената Сергея Морозова (брата собирателя импрессионистов): 140 лет назад она была положена в основу Кустарного музея, правопреемником которого считает себя ВМДПНИ. Так, самым заметным экспонатом «Русского стиля» станет «Встреча Вольги Святославича с Микулой Селяниновичем» — один из майоликовых каминов, исполненных Михаилом Врубелем ко Всемирной выставке в Париже (1900), поступивший в морозовское собрание в 1910 году.

Ольга Милованова, главный хранитель музея, рассказывает, что новую экспозицию «можно считать отчетной за весь период нашего существования: в музее целенаправленно велось комплектование предметами, относящимися к русскому стилю; этим мы отличаемся от других музеев, где к ним относились как к чему-то не заслуживающему серьезного внимания». «У нас сложились хорошие коллекции народного искусства и коллекция артефактов русского стиля в керамике, стекле, тканях, но прежде всего в дереве», — продолжает она.

Директор музея Елена Титова отмечает, что новая постоянная экспозиция, готовившаяся два года, — это «эпохальное событие как для нашего музея, так и для Москвы — города, занимающего активную позицию в области культуры и различных социальных программ; наш музей становится единственным местом, где представлена полностью эта замечательная эпоха жизни вещей, жизни людей, посвятивших себя развитию и формированию нового стиля». Ведь, помимо Врубеля, в его разработке участвовали такие выдающиеся художники, как Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Александр Головин, Сергей Малютин, Елена Поленова.

Русский стиль возник в середине XIX века, в дальнейшем став важной составляющей модерна, и даже модернизма. Смысл концептуального сюжета новых залов «от историзма к модерну» объяснила нашей газете куратор экспозиции, ведущий научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, доктор искусствоведения Элеонора Пастон: «В Европе второй половины XIX — начала ХХ века независимо друг от друга возникли течения, ориентированные на национальные традиции довозрожденческого искусства. И хотя при этом важны были как бы особые достоинства своего национального прошлого и традиций, на основе этого „возвращения“ художники разных стран стремились решить принципиально новые задачи, общие для искусства того времени. При широком взгляде на сугубо „русские вопросы“ в искусстве обнаруживается их связь с общеевропейскими эстетическими проблемами, а художники Абрамцевского кружка и Талашкина могут рассматриваться в одном ряду с такими западными мастерами, как Уильям Моррис в Англии, Йозеф Мария Ольбрих, Ганс Христиансен, Генрих Фогелер в Германии, Аксели Галлен-Каллела, Альберт Эдельфельт в Финляндии, Андерс Цорн и Карл Ларссон в Швеции».
Помимо прочего, уверена Пастон, важно показать значение деятельности художников в развитии художественной промышленности в России 1910–1920-х годов, а также продемонстрировать, как эстетические идеи, выдвинутые национально-романтическими художниками, влияли на создание эстетизированной среды обитания современного человека — в архитектуре, в театре, в быту.

Семь новых залов оформлены художницей Юлией Наполовой, создавшей сквозной рассказ о развитии русского стиля, сочетающий закрытое и открытое хранение, а также тактильные блоки. Все это потребовало больших реставрационных усилий. Заведующий реставрационным отделом ВМДПНИ, художник-реставратор первой категории Сергей Катков сделал акцент на особенностях домового декора, составлявшего важный сегмент первоначальной морозовской коллекции. «Отдельные доски и фризы здесь достигают порой шести-семи метров и никогда не реставрировались. Для них разработана авторская методика расчистки. В ходе расчистки мы обнаружили, особенно с тыльной стороны, массу хранительских надписей и маркировок. Например, была раскрыта надпись „доска номер 1“, положившая начало собранию Сергея Морозова», — поделился находками реставратор.

Изучая истоки и особенности русского стиля, музейщики движутся вглубь собственной истории. Важно, что новая экспозиция, вмещающая множество мультимедийных — звуковых и графических — объектов, воскрешающих атмосферу Серебряного века, будет сопровождаться большой и разветвленной просветительской программой.

Существенное обновление залов, показывающих коллекции музея, стало возможным после того, как ВМДПНИ получил дополнительные экспозиционные площади и меценатскую поддержку общества «Друзья музея», банкира Петра Авена и торгового дома «Абрау-Дюрсо».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+