18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Калашников завоевал мир искусства

Сегодня, в День оружейника, в Москве торжественно открыли памятник Михаилу Калашникову, выполненный скульптором Салаватом Щербаковым. TANR вспоминает, кого из художников и дизайнеров вдохновило созданное конструктором оружие

Памятник оружейнику Михаилу Калашникову (1919–2013) работы скульптора Салавата Щербакова, созданный по инициативе Российского военно-исторического общества, открыт на пересечении улиц Садовая-Каретная и Долгоруковская. Монумент представляет собой двухчастный мемориальный комплекс: фигура конструктора с его автоматом АК, ставшим с 1949 года самым распространенным в мире стрелковым оружием, и архангел Михаил на крылатом коне, ниспровергающий дьявола в образе змея.

Художник Яго Якопо Кардилло выставлялся в павильоне Италии на Венецианской биеннале современного искусства в 2011 году. Его мрамор «Экскалибур» («Памятник бесчеловечности») 2016 года находится сейчас в частной коллекции.

Дизайнер Филипп Старк придумал светильник Guns для компании Flos в 2005 году. Вскоре он стал приметной деталью интерьера московского ресторана Bon (уже закрывшегося) и до сих пор остается чрезвычайно востребованным, несмотря на свою стоимость.

Расписанный Дэмиеном Херстом AK участвовал в благотворительной выставке в лондонском Институте современного искусства в пользу организации Peace One Day. На этой выставке 23 автомата подверглись художественной обработке целым рядом именитых художников, среди которых Нэнси Фоутс, Лэнглэндс и Белл, Брэн Саймондсон, Лейла Шава, дуэт Тима Нобла и Сью Вебстер, Дуглас Гордон, Энтони Гормли, Сара Лукас, Джереми Деллер и другие.

Британский художник Пол Дойман позирует со своими рисованными Калашниковыми.

Читая книгу о Михаиле Калашникове, австрийский дизайнер Райнер Вебер придумал конструкцию стульев из деталей разобранного АК-47, для обивки спинки и сидения которых использовалась сотканная вручную ткань. К креслу стоимостью $127 тыс. прилагаются аксессуары: подсвечник, также сделанный из АК-47, российская солдатская каска, покрытая золотом, и несколько десятков позолоченных патронов в патронташе.

Антонио Рьелло. Из серии «Дамское оружие». 1998. С этой серией оклеенных пайетками автоматов Рьелло в начале 2000-х покорял «Арт Москву».

Антимилитаристскую тему мексиканский художник Педро Рейес начал в 2008 году. Самой масштабной серией в этом направлении пока стала Disarm (2012), для которой почти 7 тыс. единиц недействующего оружия, в том числе автоматы Калашникова, были переделаны в музыкальные инструменты. До июня 2018 года художник развивает ее в рамках программы Distinguished Visiting Artist Центра искусств, наук и технологий при Массачусетском технологическом институте, для которой основательница музея «Гараж» Дарья Жукова два года назад пожертвовала $1 млн.

Проект Недко Солакова «Дискуссия» («Собственность»), посвященный российско-болгарской дискуссии о праве на производство автоматов АК-47 и представленный на основной выставке 52-й Венецианской биеннале современного искусства «Думай чувствами, чувствуй умом» в 2007 году, был удостоен специального упоминания жюри.

Легенда стрит-арта, которого называют основателем трафаретных граффити, Blek Le Rat (в миру Ксавье Пру) начал работать в 1980-х, и к сегодняшнему дню его произведения, несмотря на эфемерность жанра, успешно продаются. Так, за этого Давида с Калашниковым с 2006 года парижский аукцион Artcurial выручил $28 тыс., на треть выше эстимейта.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+