18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт-проект Cosmodreams Марины Федоровой

Джульетт Бингхэм: «Выставка Кабаковых улучшает мир и дает нам шанс на надежду»

Куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Тейт Модерн «В будущее возьмут не всех» рассказала о подготовке ретроспективы, которая откроется 18 октября в Лондоне

Какой кураторский смысл вы вкладываете в эту выставку?

Когда Тейт Модерн открывали весной 2000 года, в состав первой выставки в Турбинном зале мощно вошла тотальная инсталляция «Лабиринт» («Мамин альбом») (1990) Ильи и Эмилии Кабаковых. Этот энвайронмент, посвященный памяти матери Ильи Кабакова, охватывает трагедию жизни в Советском Союзе начиная с октября 1917 года и вплоть до распада СССР. Этой осенью Тейт Модерн с большим удовольствием показывает «Лабиринт» второй раз, но теперь уже в рамках первой крупной музейной выставки четы Кабаковых в Великобритании. По иронии судьбы эта ретроспектива совпадает со 100-летием русской революции.

Лондонская ретроспектива Кабаковых занимает десять залов площадью более 1,2 тыс. кв. м и вмещает свыше сотни работ в разных техниках: это картины, рисунки, альбомы, макеты и инсталляции. Ее название «В будущее возьмут не всех» придумано как бы в ответ Казимиру Малевичу. Открытое письмо, обращенное к главному супрематисту Советского Союза, было опубликовано Ильей Кабаковым в неподцензурном журнале «А — Я» в 1983 году. В нем Кабаков воображает Малевича директором по отбору учащихся в летний лагерь — что-то вроде аллегории для художников, забытых современниками. На выставке эта тема рассматривается с помощью вымышленных персонажей: картины, будто бы ими написанные, разбросаны по пустой железнодорожной платформе, так как поезд истории уже исчезает вдали.

Почему для большой ретроспективы осенью 2017 года вы выбрали именно Кабаковых?

Наша выставка исследует место этой новаторский пары в истории международного концептуализма. Сейчас Илья и Эмилия известны всему свету масштабными инсталляциями, трансформирующими визуальные коды Советского Союза и повествовательных традиций русской литературы в такие универсальные темы, как утопия и существование человека. Такая постановка вопросов изменяет и даже улучшает мир. Выставка Кабаковых оказывается актуальным взглядом на природу власти и угнетения, а также дает нам шанс на надежду.

Знаете ли вы творчество других современных российских художников?

Коллекция Тейт Модерн включает целый ряд недавно приобретенных произведений российских художников, в том числе документацию акций «Коллективных действий», скульптуры Бориса Орлова и живопись Виктора Пивоварова. При поддержке Тейт Россия и помощи Комитета приобретений в Восточной Европе, а также фонда русского искусства V-A-C за последние пять лет мы рады были получить в свою коллекцию работы Дмитрия Пригова, Ирины Наховой, Тимура Новикова, дуэтов Виталия Комара и Александра Меламида, Елены Елагиной и Игоря Макаревича.

Будете ли вы и дальше работать с российскими авторами?

В своем развитии Тейт Модерн заглядывает далеко вперед, постоянно обогащая как свои коллекции, так и выставочные программы. Именно поэтому уже в самые ближайшие годы наше изучение русской живописи и российских художников будет только углубляться. Уже сейчас монументальная скульптура Эрика Булатова «Вперед» (2016) выставлена в экспозиции Тейт Модерн, а с 8 ноября по 18 февраля у нас пройдет выставка «Красная звезда над Россией». Она посвящена советской визуальной культуре и промышленному дизайну первых послереволюционных десятилетий. Мы покажем редкие плакаты, фотографии и графические эскизы из коллекции Дэвида Кинга, недавно приобретенной нашим музеем.

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
Представляем самые интересные проекты 2026 года в российских музеях из тех, о которых уже известно
26.12.2025
Лучшие выставки 2026 года: от Чингисидов до сатурналий
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+