18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Джульетт Бингхэм: «Выставка Кабаковых улучшает мир и дает нам шанс на надежду»

Куратор выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Тейт Модерн «В будущее возьмут не всех» рассказала о подготовке ретроспективы, которая откроется 18 октября в Лондоне

Какой кураторский смысл вы вкладываете в эту выставку?

Когда Тейт Модерн открывали весной 2000 года, в состав первой выставки в Турбинном зале мощно вошла тотальная инсталляция «Лабиринт» («Мамин альбом») (1990) Ильи и Эмилии Кабаковых. Этот энвайронмент, посвященный памяти матери Ильи Кабакова, охватывает трагедию жизни в Советском Союзе начиная с октября 1917 года и вплоть до распада СССР. Этой осенью Тейт Модерн с большим удовольствием показывает «Лабиринт» второй раз, но теперь уже в рамках первой крупной музейной выставки четы Кабаковых в Великобритании. По иронии судьбы эта ретроспектива совпадает со 100-летием русской революции.

Лондонская ретроспектива Кабаковых занимает десять залов площадью более 1,2 тыс. кв. м и вмещает свыше сотни работ в разных техниках: это картины, рисунки, альбомы, макеты и инсталляции. Ее название «В будущее возьмут не всех» придумано как бы в ответ Казимиру Малевичу. Открытое письмо, обращенное к главному супрематисту Советского Союза, было опубликовано Ильей Кабаковым в неподцензурном журнале «А — Я» в 1983 году. В нем Кабаков воображает Малевича директором по отбору учащихся в летний лагерь — что-то вроде аллегории для художников, забытых современниками. На выставке эта тема рассматривается с помощью вымышленных персонажей: картины, будто бы ими написанные, разбросаны по пустой железнодорожной платформе, так как поезд истории уже исчезает вдали.

Почему для большой ретроспективы осенью 2017 года вы выбрали именно Кабаковых?

Наша выставка исследует место этой новаторский пары в истории международного концептуализма. Сейчас Илья и Эмилия известны всему свету масштабными инсталляциями, трансформирующими визуальные коды Советского Союза и повествовательных традиций русской литературы в такие универсальные темы, как утопия и существование человека. Такая постановка вопросов изменяет и даже улучшает мир. Выставка Кабаковых оказывается актуальным взглядом на природу власти и угнетения, а также дает нам шанс на надежду.

Знаете ли вы творчество других современных российских художников?

Коллекция Тейт Модерн включает целый ряд недавно приобретенных произведений российских художников, в том числе документацию акций «Коллективных действий», скульптуры Бориса Орлова и живопись Виктора Пивоварова. При поддержке Тейт Россия и помощи Комитета приобретений в Восточной Европе, а также фонда русского искусства V-A-C за последние пять лет мы рады были получить в свою коллекцию работы Дмитрия Пригова, Ирины Наховой, Тимура Новикова, дуэтов Виталия Комара и Александра Меламида, Елены Елагиной и Игоря Макаревича.

Будете ли вы и дальше работать с российскими авторами?

В своем развитии Тейт Модерн заглядывает далеко вперед, постоянно обогащая как свои коллекции, так и выставочные программы. Именно поэтому уже в самые ближайшие годы наше изучение русской живописи и российских художников будет только углубляться. Уже сейчас монументальная скульптура Эрика Булатова «Вперед» (2016) выставлена в экспозиции Тейт Модерн, а с 8 ноября по 18 февраля у нас пройдет выставка «Красная звезда над Россией». Она посвящена советской визуальной культуре и промышленному дизайну первых послереволюционных десятилетий. Мы покажем редкие плакаты, фотографии и графические эскизы из коллекции Дэвида Кинга, недавно приобретенной нашим музеем.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+