18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Под взглядом фотографа

Фестиваль PhotoESPAÑA 2017 в Мадриде задействовал десятки площадок и показал сотни крупнейших фотографов мира, заставив публику думать не только о том, что всегда перед объективом

Директор PhotoESPAÑA 2017 Мария Гарсия Йело. Фото: Елена Авдеева
Альберто Диас Гутьеррес (Корда). «Че Гевара». 1960. Выставка «Широкооткрытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Умбо. «Автопортрет с камерой Leica». 1952. Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Работа Марка Коэна. Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Фото: Елена Авдеева
Директор PhotoESPAÑA 2017 Мария Гарсия Йело.
Фото: Елена Авдеева
Альберто Диас Гутьеррес (Корда). «Че Гевара». 1960. Выставка «Широкооткрытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Умбо. «Автопортрет с камерой Leica». 1952.
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica». Работа Марка Коэна.
Фото: Елена Авдеева
Выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica».
Фото: Елена Авдеева

Фестиваль PhotoESPAÑA, одно из крупнейших в мире событий в области фотографии, проходит в Мадриде каждое лето. Фестиваль дожил до своего 20-летия — и празднование будет длиться до следующего года марафоном выставок и различных программ для профессионалов фотографии и любителей. Всего в PhotoESPAÑA 2017 года вошло более 100 проектов, в которых участвуют 514 фотографов и художников.

Его директор Мария Гарсиа Йело рассказала, что в нынешнем, юбилейном году фестиваль стал еще интереснее. Помимо традиционно мощных выставок и крупных имен, он обрел новый фирменный стиль и насыщенный сайт. К фестивалю присоединилось много новых институций, в том числе международных, и появился книгоиздательский проект La Fabrica. В его рамках выходят небольшие фотокниги удобного формата и по доступной цене — 64р Photoessays, в каждой по 64 страницы лучших работ фотографов с мировым именем, выбранных редакцией La Fabrica.

Основная программа фестиваля состоит из 22 выставок и включает самые известные имена, среди которых Эллиотт Эрвитт, ироничный мастер черно-белой фотографии; Габриеле Базилико, новатор архитектурной съемки 1980-х; Кристина Гарсиа Родеро, больше всего известная съемкой религиозных культов и обрядов; Майнор Уайт, искавший точки соприкосновения фотографии, философии и музыки.

В этом году список участников почти бесконечно длинный за счет крупной выставки, посвященной 100-летию знаменитой фирмы Leica, первой начавшей выпуск фотоаппаратов, доступных каждому. Групповая выставка «Широко открытые глаза. 100 лет фотографии Leica» в Telefonica Fundacion — это более 400 снимков разных авторов и разных лет, вся история фотографии в одном проекте за весь период существования камер Leica. Если обобщать, это выставка о том, как маленькое изобретение изменило ход событий в мире фотографии, способ и форму передачи изображения. Естественно, все кадры здесь сняты на Leica и все знамениты, так что смотрятся как сборник шедевров современной фотографии.

Работа Карлоса Сауры. Фото: Елена Авдеева
Кристина Гарсия Родеро на открытии своей выставки. Фото: Елена Авдеева
Режиссер и фотограф Карлос Саура на открытии своей выставки. Фото: Елена Авдеева
Работы Кристины Гарсия Родеро. Фото: Елена Авдеева
На выставке Питера Фрейзера «Математика». Фото: Елена Авдеева
Работа Кристины Гарсия Родеро. Фото: Елена Авдеева
Работа Карлоса Сауры. Фото: Елена Авдеева
Джефф Мермельштейн. «Тротуар». 1995. Фото: Елена Авдеева
Работа Кристины Гарсия Родеро. Фото: Елена Авдеева
Работа Элиотта Эрвитта «Куба». Фото: Елена Авдеева
Работы Габриеле Базилико. Фото: Елена Авдеева
Работа Карлоса Сауры.
Фото: Елена Авдеева
Кристина Гарсия Родеро на открытии своей выставки.
Фото: Елена Авдеева
Режиссер и фотограф Карлос Саура на открытии своей выставки.
Фото: Елена Авдеева
Работы Кристины Гарсия Родеро.
Фото: Елена Авдеева
На выставке Питера Фрейзера «Математика».
Фото: Елена Авдеева
Работа Кристины Гарсия Родеро.
Фото: Елена Авдеева
Работа Карлоса Сауры.
Фото: Елена Авдеева
Джефф Мермельштейн. «Тротуар». 1995.
Фото: Елена Авдеева
Работа Кристины Гарсия Родеро.
Фото: Елена Авдеева
Работа Элиотта Эрвитта «Куба».
Фото: Елена Авдеева
Работы Габриеле Базилико.
Фото: Елена Авдеева

В Museum ICO проходит посвященный Габриеле Базилико проект «Энтропия и городское пространство», первая ретроспектива итальянского фотографа в Испании. По фотографиям разных лет можно проследить, как менялось его отношение к изучению городского ландшафта — от романтизма к чистой документалистике. Выставка Кристины Гарсиа Родеро, одна из самых масштабных на фестивале, — лирическое повествование о тяжелом пути паломников в святой город Лалибела в Эфиопии. Одна из самых трогательных выставок в крошечном зале Loewe Foundation посвящена Майнору Уайту — философу, фотографу и основателю влиятельного журнала Aperture Magazine, признанному великим американским фотографом только после смерти. В Ботаническом саду Мадрида в одном павильоне расположились две совершенно разные выставки: любимого всеми Эллиотта Эрмитта (каждый знает его трогательное фото, где рядом с ножками хозяйки в туфельках стоят две лапы ее пса) — его проект Cuba, фотографии, которые он делал на протяжении почти 40 лет по заказу агентства Magnum, и «Математика» Питера Фрейзера о власти системы счисления над пространством вокруг нас.

Немного особняком, из-за лирического настроения и заметно кинематографической манеры, держится выставка испанского режиссера Карлоса Сауры. Это его работы, сделанные в 1950-х годах во время путешествий по стране. Они переносят зрителя в прошлое — в Испанию бедную и печальную.

В этом году фестиваль разделился на несколько частей. Помимо основной программы есть параллельная, курировать которую пригласили фотографа Альберто Гарсиа Алекса. Он назвал свой раздел «Карт-бланш» и включил в него шесть выставок, посвященных экзальтации бытия и существованию человека за гранью всех возможных социальных норм; и именно эта часть фестиваля стала предметом бесконечных споров и обсуждений всех, кто приезжает на PhotoESPAÑA 2017. Это мрачное молчаливое погружение во внутренний диалог с миром шести авторов, исследующих границы социальных норм в интимном и болезненном контексте, ужас, боль, красоту и любовь к жизни.

Легендарный проект Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“», уже ставший историей современной фотографии, представлен здесь в максимальном масштабе. В конце 1960-х в течение нескольких лет фотограф документировал жизнь гамбургского бара, постепенно превращаясь для его завсегдатаев в подобие родственника, которому доверяют. Итогом стали более 300 фотографий, контактные отпечатки и слайд-шоу. Все смотрится как длинный черно-белый фильм, и кажется, что герои вот-вот заговорят, как в кино.

Куратор Алберто Гарсия Алекс на открытии фестиваля в Ботаническом саду. Фото: Елена Авдеева
Пауло Нозолино на открытии своей выставки «Загруженное солнце». Фото: Елена Авдеева
Из проекта Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“». Фото: Елена Авдеева
Андерс Петерсен на открытии своей выставки «Кафе „Лемиц“». Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus. Фото: Елена Авдеева
Пауло Нозолино. «Загруженное солнце». Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus. Фото: Елена Авдеева
Фотограф Елена Тереса Марголес и ее героиня Соня. Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus. Фото: Елена Авдеева
С выставки Терезы Марголис «Танцпол». Фото: Елена Авдеева
Из проекта Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“». Фото: Елена Авдеева
Работы Пауло Нозолино. Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus. Фото: Елена Авдеева
Барбара Клемм. «Витебский вокзал в Ленинграде». 1939. Фото: Елена Авдеева
С выставки Терезы Марголис «Танцпол». Фото: Елена Авдеева
Куратор Алберто Гарсия Алекс на открытии фестиваля в Ботаническом саду.
Фото: Елена Авдеева
Пауло Нозолино на открытии своей выставки «Загруженное солнце».
Фото: Елена Авдеева
Из проекта Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“».
Фото: Елена Авдеева
Андерс Петерсен на открытии своей выставки «Кафе „Лемиц“».
Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus.
Фото: Елена Авдеева
Пауло Нозолино. «Загруженное солнце».
Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus.
Фото: Елена Авдеева
Фотограф Елена Тереса Марголес и ее героиня Соня.
Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus.
Фото: Елена Авдеева
С выставки Терезы Марголис «Танцпол».
Фото: Елена Авдеева
Из проекта Андерса Петерсена «Кафе „Лемиц“».
Фото: Елена Авдеева
Работы Пауло Нозолино.
Фото: Елена Авдеева
С выставки Антуана Д'Агата Corpus.
Фото: Елена Авдеева
Барбара Клемм. «Витебский вокзал в Ленинграде». 1939.
Фото: Елена Авдеева
С выставки Терезы Марголис «Танцпол».
Фото: Елена Авдеева

Другой проект, выбранный Альберто Гарсиа Алексом, проходит в почти полной темноте. Выставка «Загруженное солнце» Пауло Нозолино вдохновлена словом «нет», пустотой и темнотой, зрителю самому предлагается определить для себя смыслы увиденного.

Хочется выделить и выставку Терезы Марголис «Танцпол» о тяжкой судьбе проституток-транссексуалов из мексиканского города Хуарес. На открытие автор пригласила одну из своих героинь — транссексуала Соню, говорящую на девяти языках.

Антуан Д’Агата, наверное, дотянулся до самого дна, рассказывая о людях, не владеющих ничем, кроме собственного тела. Его выставка Corpus — это серия инсталляций с фотографией, видео и текстом о герое, прототипом которого является сам фотограф.

Еще одна часть параллельной программы фестиваля посвящена развитию фоторынка, в ней задействовано 36 галерей Мадрида. Здесь обсуждают влияние Интернета на фотографию, новые технологии, новые явления и направления в фотографии и предлагают лекции и мастер-классы.

Основной проект продлится до 27 августа.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+