The Art Newspaper Russia
Поиск

Ярмарка Art Basel: cпешите увидеть и успейте купить

Работы на крупнейшей ярмарке искусства ХХ–XXI веков раскупали раньше, чем сотрудники успевали расклеить этикетки

Впереди ударные и завершающие ярмарку Art Basel выходные в Базеле. Полным ходом идут кинопоказы в рамках некоммерческой секции Film (например, показывают фильм Стэнли Туччи Final Portrait об Альберто Джакометти с Джеффри Рашем в главной роли), а также проходят дискуссии об искусстве, музеях, художниках и арт-рынке в программе Conversations. Ну и разумеется, самое главное — искусство с начала ХХ века и до наших дней, привезенное в Базель лучшими галереями (в ярмарке Art Basel участвует на этот раз 291 галерея) из 35 стран. По предварительным оценкам, за шесть дней работы ярмарку посетят 100 тыс. человек, 15% из которых — особо важные клиенты, коллекционеры из мирового списка Forbes. Именно их активность позволяет некоторым дилерам сделать до 60% годового оборота на нескольких сделках в Базеле. Что касается суммарного оборота самой ярмарки, то его оценивают в €2,5–3 млрд.

Серьезные продажи случились еще в дни ВИП-превью 13 и 14 июня, когда на стендах галерей-тяжеловесов вроде Helly Nahmad Gallery, Hauser & Wirth, Gagosian и Pace было не протолкнуться, а на этикетках произведений искусства появлялись все новые и новые красные и зеленые точки (верный признак, что работа продана или забронирована). Вторник 13 июня выдался феноменально удачным (вроде бы общая сумма продаж достигла €55 млн), среда и четверг прошли не хуже. Повезло Hauser & Wirth (галерея родом из Цюриха с представительствами по всему миру, со стенда которой были разом проданы картины Филипа Гастона и Евы Гессе в общей сложности примерно на €16 млн). По соседству неплохо шли дела у лондонской галереи White Cube: продажа работ Георга Базелица, Энтони Гормли и Трейси Эмин принесла первый €1 млн буквально сразу после ВИП-открытия. В среду на стенде Gagosian еще не было этикеток («просто не успели», по словам представителя галереи, а потом, видимо, уже и смысла не было), зато, по слухам, топовые вещи были распроданы еще накануне, в том числе два варианта восковой семейной пары «Бруно и Йойо» Урса Фишера. Очень натуралистичное изображение галериста Бруно Бишофбергера и его жены было создано художником в 2015 году, а теперь красочные скульптуры из парафина украшают стенд галереи Ларри Гагосяна. Впрочем, обе имевшиеся в распоряжении галереи отливки нашли покупателей (где-то по €850 тыс. каждая). Подозреваю, что работы Лучо Фонтаны и Фрэнсиса Бэкона также уже проданы. Для галереи Pace ярмарка в Базеле началась в этом году с продажи картины Роберта Раушенберга за €900 тыс., но яркая живописная вещь Дэвида Хокни 1977 года вроде бы еще доступна за €5,8 млн.

Разумеется, сметают коллеционеры в первую очередь произведения мастеров послевоенного искусства либо живых классиков, а вот в сегменте современного искусства и цены пониже, и покупки совершаются не с такой молниеносной скоростью.

Что касается раздела модернизма, то здесь на крошечном пятачке (буквально два-три ряда стендов H2–H14 на первом этаже) собраны шедевры чуть ли не всех классиков искусства первой половины ХХ века: от Пабло Пикассо и Марселя Дюшана до Александра Родченко и Василия Кандинского — от ведущих галерей, в числе которых Marlborough Fine Art, Lévy Gorvy, Galerie Berinson, von Bartha и многие другие. Блестящую подборку привезла нью-йоркская Helly Nahmad Gallery: сразу несколько работ Жоана Миро в диапазоне от $6 млн до $20 млн, «Сидящий мужчина» Пабло Пикассо за $11 млн, композиция Василия Кандинского за $3,5 млн, картина Жоржа Брака за $4,5 млн. С семейством Нахмадов может конкурировать разве что блестящий тандем из дилеров Доминик Леви и Бретта Горви, бывшего главы международного отдела послевоенного и современного искусства Christie’s. На стенде Lévy Gorvy — монументальный Babyboom Жан-Мишеля Баскиа за $32 млн, натюрморт Пабло Пикассо с черепом ($7,2 млн), желтые цветы Энди Уорхола ($3 млн) и рисунок Сая Твомбли ($2,5 млн). Говорят, что на Баскиа уже есть предложение, но цену галеристы снижать не хотят, ссылаясь на недавнюю продажу работы художника на аукционе более чем за $100 млн. К тому же за дни превью Леви и Горви продали немало, в том числе картину Зигмара Польке за $12 млн и выполненную в смешанной технике работу Жоана Миро за $825 тыс.

Невероятное даже для Art Basel обилие шедевров и произведений художников, которых на арт-рынке принято называть «голубыми фишками», связано в первую очередь с нынешним состоянием арт-рынка, когда доля частных сделок и галерейных продаж неуклонно растет, а аукционные дома несколько сдали позиции. Владельцы работ не хотят рисковать в условиях экономической нестабильности и предпочитают продавать не через аукцион, где нужно подписать договор и определить резервную цену за много месяцев до торгов, а с помощью дилеров и галеристов. Стенды отдельных галерей на Art Basel по составу легко могут потягаться с каталогами вечерних торгов в Лондоне и Нью-Йорке. Впрочем, есть и обратные ситуации, когда вещи попадают на ярмарку прямиком с аукциона, попутно серьезно прибавив в цене. Галерея Landau Fine Art из Монреаля, например, привезла на ярмарку «Душевные струны» Рене Магритта. Работу можно приобрести теперь за $29,5 млн, хотя еще совсем недавно, в конце февраля она была продана на Christie’s за £14,5 млн (примерно $18 млн).

Парижская Galerie 1900–2000 выделяется не только оригинальным дизайном стенда (в оформлении использованы увеличенные до натурального размера фотографии мастерских художников и интерьеров домов коллекционеров, где находились выставленные на продажу работы, а на место фотографии картины или рисунка помещена подлинная вещь), но и обилием красных точек. Фотография Ман Рэя, графика Марселя Дюшана и Фрэнсиса Пикабиа уже проданы, а портрет Доры Маар, написанный Пабло Пикассо в 1939 году, зарезервирован. Впрочем, еще можно приобрести рисунок Дюшана за €1,2 млн или абстракцию Николя де Сталь за €2,6 млн.

Главным экспонатом на стенде берлинской галереи Galerie Berinson стал огромный полиптих из фотографий Августа Зандера. Серия портретов «Люди 1920-х годов» представляет все многообразие немецкого общества тех лет: от фермеров и горничных до цирковых артистов, профессоров и военных. На этом же стенде можно найти фотографию Владимира Маяковского, сделанную Александром Родченко, — и приобрести всего за €120 тыс.

Кстати, продажи идут не только в основном разделе ярмарки — Galleries, но и в считающемся «некоммерческим» разделе Unlimited, где представлено искусство размера XXL и все, что не вписывается в формат по длине, ширине, высоте, масштабу замысла и выходит за рамки привычных техник. Уже шесть лет за эту секцию отвечает куратор из Нью-Йорка Джанни Джетцер. Его стараниями ангар на 16 тыс. кв. м, заполненный монументальной скульптурой и живописью, инсталляциями и странными перформансами, с каждым разом становится все более модным среди коллекционеров. Неформатное искусство сюда поставляют те же галереи, в том числе самые крутые, вроде Pace, Gagosian, Hauser & Wirth, Lévy Gorvy и других. Разумеется, потенциальные покупатели в этом разделе — не частные коллекционеры, а музеи и фонды с хорошим попечительским советом или солидным капиталом учредителя институции. Известно, что один европейский музей приобрел инсталляцию китайского художника Сун Дуна «Через стену» 2016 года из галереи Pace за $300 тыс.; продана широкоформатная печать на виниле Барбары Крюгер из галереи Sprüth Magers за $350 тыс., а некий американский коллекционер стал владельцем работы Олафа Метцеля, заплатив за нее галерее Wentrup $280 тыс.

Просмотры: 6636
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru