18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Сражения — и кофе с печеньем: 1917 год в Румянцевском музее

В Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась выставка, где, помимо редкостей из коллекции Румянцевского музея, есть редкий фотоархив, карикатуры из сатирических журналов, смешные открытки и реклама продуктов с революционными лозунгами

Выставка в Российской государственной библиотеке (РГБ) посвящена истории в революционные дни одного из самых старых частных музеев России — Румянцевского, основанного в 1862 году. А также тому, как и чем жили в это время его посетители и жители столицы в целом.

Выставка разделена на две части. На первом этаже — произведения искусства, которые попали в коллекцию в 1917 году: живопись, фотоархивы (притом что во время революции то снимался, то вновь вводился запрет на фотографирование), скульптура. Подаренные в революционный год предпринимателями Львом Зубаловым и Егором Егоровым предметы увеличили собрание музея с 1 млн до 4 млн единиц, на выставке — лишь самые ценные и интересные из них.

О том, что происходило за стенами музея, о духе тогдашней Москвы рассказывает экспозиция на втором этаже. Она показывает, как революционность проникала во все сферы жизни: в рекламные и киноплакаты, в газеты со смешными и едкими карикатурами, героями которых побывали все — от царской семьи до поэтов, попов и Ленина, в детские открытки с малышами в образах буржуа и пролетариев. Вдобавок здесь можно узнать, что в революционные годы появились новые, оригинальные издания, например «Брачная газета» для знакомств и юмористическая «Баба-Яга». Тут же демонстрируется кинохроника со снимками «белой гвардии» — юных студентов и юнкеров.

«Мы передали здесь атмосферу Москвы 1917 года. Кажется, что в этот период были только кровь, баталии и сражения. Они были, но москвичи жили и обыденной жизнью: ходили в театры и рестораны, посещали скачки, покупали кофе с печеньем», — рассказывает куратор проекта Ольга Барковец.

Из архива Александра Солженицына на выставку прибыли подготовительные материалы и страницы рукописи его романа «Красное колесо» о России 1914–1917 годов. В витринах они красуются в обрамлении рабочих принадлежностей писателя, его стертых до основания карандашей.

Ивановский зал, где проходит выставка, был частью построенной в 1910-х годах для Румянцевского музея картинной галереи. Музей был ликвидирован по постановлению ЦИК СССР в 1925 году, но уже с 1921 года его фонды стали передаваться в другие учреждения культуры, оказавшись в итоге разделенными между Третьяковской галереей, ГМИИ им. Пушкина, Историческим, Этнографическим, Геологическим музеями. В 1924 году на базе Румянцевского музея была создана Российская публичная библиотека им. Ульянова (Ленина), сейчас Российская государственная библиотека.

Выставка «Москва-1917. Взгляд с Ваганьковского холма» подготовлена РГБ совместно с ГМИИ им. Пушкина и Государственным историческим музеем. К ней приурочен выпуск иллюстрированной книги «Москва-1917» с интересными фактами из истории музея, хроникой главных событий 1917 года, репродукциями плакатов и открыток. Выставка продлится до 20 сентября.

Российская государственная библиотека, Ивановский зал
«Москва-1917. Взгляд с Ваганьковского холма»
До 20 сентября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+