18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Задержанную ФСБ картину Брюллова «Христос во гробе» вернут владельцу

Президиум Верховного cуда РФ вынес решение, согласно которому картину Карла Брюллова «Христос во гробе» Россия обязана вернуть ее законному владельцу — коллекционеру Александру Певзнеру из Германии

Свое решение президиум Верховного суда РФ принял, основываясь на постановлении Конституционного суда от 7 марта 2017 года. Тогда КС признал, что положение коллекционера Александра Певзнера реально ухудшилось после того, как он лишился своего имущества — картины Карла Брюллова. Руководствуясь этим решением КС, сегодня, 14 июня, президиум Верховного суда возобновил производство по делу и вынес постановление об отмене кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам ВС от 28 апреля 2016 года. Из чего следует, что произведение должно быть возвращено Александру и Ирине Певзнер.

История злоключений картины Карла Брюллова и ее владельцев продолжалась почти 14 лет. Еще в 2003 году коллекционер из Германии решил привезти редкую работу в технике транспарент «Христос во гробе» в Петербург на экспертизу в Государственный Русский музей. Это произведение Брюллова Певзнер официально приобрел у общины русского православного храма в Брюсселе в 2002 году, а затем решил продать его ГРМ. Но после того, как музейные эксперты установили подлинность работы, ФСБ обвинила Александра Певзнера в «незаконном перемещении культурной ценности через таможню» и арестовала картину в качестве вещественного доказательства (ст. 188, ч. 2 УК РФ). По версии следствия, таможенники позволили владельцу ввезти картину в Россию «без надлежащего оформления». В итоге многолетней судебной тяжбы таможенники не были наказаны за свои действия, а коллекционер лишился имущества и избежал уголовного преследования только потому, что сразу после ареста картины вернулся в Германию, а потом согласился на прекращение уголовного преследования за истечением срока давности. Однако такое прекращение дела не является по российскому законодательству реабилитирующим обстоятельством, и прекращение дела не вернуло коллекционеру его имущество. Только сегодня президиум ВС поставил в этом судебном споре точку — картина должна вернуться в семью Певзнеров.

«Конечно, отдельной строки „картину вернуть“ в этом решении нет, но по-другому его нельзя трактовать, — сказал в телефонном разговоре с корреспондентом TANR Максим Крупский, адвокат Певзнера, — поскольку единственные решения, которые сейчас остались в силе, — это апелляционное решение Ленинградского областного суда и президиума Ленинградского областного суда, а они постановили вернуть полотно тому, кто его законно купил. Как будем действовать дальше? Мы с Александром это еще не обсуждали, поскольку, честно говоря, не рассчитывали на положительное решение суда. Конечно, надеялись, так как это было единственно правильное решение, но сомнения всегда остаются».

Уголовное преследование в отношении Александра Певзнера прекращено, но, приедет ли он в Петербург сам, чтобы забрать имущество, пока неизвестно, этот вопрос адвокат и его подзащитный еще не обсуждали. Где сейчас находится полотно Брюллова, адвокат тоже не смог сказать.

Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев в коротком телефонном разговоре с корреспондентом нашей газеты подтвердил, что картина «Христос во гробе» сейчас в фондах музея. «Но пока процедуру ее возвращения владельцу мы не обсуждали», — уточнил он.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+