18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вот оно какое, наше лето: новый сезон выставок в «Гараже»

Рэймонд Петтибон, конголезское народное искусство, музыка на костях и другие проекты московского Музея современного искусства «Гараж»

Центральной выставкой летнего сезона «Гаража» стала первая в России ретроспектива Рэймонда Петтибона, одного из главных героев контркультуры 1970-х, автора обложки альбома Sonic Youth “Goo” и логотипа группы Black Flag, которую основал брат художника Грег Гинн. В группе на басу поначалу играл и сам Петтибон, но потом полностью посвятил себя изобразительному искусству. В «Облаке ложного прочтения» (так называется выставка) собрано около 400 вещей: графика, живопись, авторские журналы (фэнзины) и архивные материалы. В своих работах, близких по эстетике к комиксам, Пэттибон выступал и продолжает выступать с критикой современности, часто совмещая поп-культурные образы с текстом — иногда собственным, а нередко и с заимствованным, например с цитатами из любимых им Томаса Элиота и Джеймса Джойса. К выставке выпустили буклет с переводом всех текстов с работ Петтибона — для создания этого гида пригласили музыканта и поэта Кирилла Медведева.

Облако ложного прочтения
7 июня – 13 августа


Открывшаяся в конце мая панорама конголезского искусства занимает значительную часть музея. Молодой художник Джо Боланкоко изучил старые рекламные объявления и афиши с улиц столицы Демократической Республики Конго Киншасы и воспроизвел их на стене «Гаража», чтобы подчеркнуть связь народной живописи с повседневностью. Искусство для народа как явление возникло в Конго после обретения независимости от Бельгии в 1960 году, но корнями уходит еще в колониальное прошлое, на осмыслении которого отчасти и сосредоточено — не последнее место на выставке занимают сюжеты угнетения бельгийцами коренного населения, а отдельный зал посвящен первому премьер-министру независимого Конго Патрису Лумумбе, предстающему народным героем. Свою лепту внес и сокуратор выставки Самми Баложи, который выступил в «Гараже» в роли художника. На одно из окон музея он поместил копию традиционной росписи, заказанной бельгийской администрацией у народа мангбету для здания суда. Баложи предлагает поразмышлять о восприятии белыми колонизаторами искусства аборигенов как чисто декоративного, без учета дополнительных, сакральных смыслов. Отечественной параллелью конголезской живописи выступило искусство народов Чукотки — дальневосточного региона, официально вошедшего в СССР только в 1920 году и имеющего отчасти схожую историю колонизации. На «выставке в выставке» можно увидеть исторические артефакты, а также резьбу по моржовым клыкам.

Худпром Конго: живопись для народа
20 мая – 13 августа


За архитектуру в летнем сезоне отвечает Дэвид Аджайе, который в этом году вошел в список самых влиятельных людей по версии Time как «один из величайших архитектурных провидцев нашего времени» за проект Национального музея афроамериканской истории и культуры при Смитсоновском институте в Вашингтоне. Макет музея среди 20 других реализованных построек Аджайе можно увидеть в «Гараже». Дизайн выставки специально для музея разработала студия архитектора Adjaye Associates. Выставка сделана с размахом. Чего стоит один только огромный макет Московской школы управления «Сколково», благодаря которой архитектор известен в России! Помимо традиционных для архитектурной выставки макетов и проектов пока не построенных зданий, посетители узнают об исследовательской стороне работы архитектора, например, в разделе «Африканское исследование», где представлены результаты его изучения особенностей архитектуры 53 столиц Африки. Лучше понять современную архитектуру в целом и творчество Аджайе в частности поможет обширная публичная программа к выставке.

Дэвид Аджайе: форма, масса, материал
7 июня – 30 июля


Выставка о двух не самых медийных, но от этого не менее важных поэтах советского андерграунда — Игоре Холине и Генрихе Сапгире — небольшая, но очень насыщенная. Экспозиция основана на подаренных архиву «Гаража» материалах из коллекции Виктора Пивоварова, который с поэтами дружил и много работал. Здесь показаны обе стороны их жизни: официальная (это в основном детские книжки и мультфильмы, к которым писал сценарии Генрих Сапгир) и подпольная (ее представляют самиздатовские сборники, никогда не публиковавшиеся рукописи, эскизы иллюстраций Пивоварова, фотографии из семейных архивов и прочее). Эту двойственность подчеркивает и само построение экспозиции: немало экспонатов прячутся не в витринах, а в незаметных выдвижных ящиках — так что стоит быть внимательнее.

Холин и Сапгир. На правах рукописи
20 мая – 30 августа


Последний летний проект, который откроется только в августе, — это «Музыка на костях» — исследование советского феномена копирования и распространения запрещенной музыки на рентгеновских снимках. Из-за видневшихся на просвет костей импровизированные пластинки и получили свое название. Экспозиция — результат проекта X-Ray Audio. Его участники собирают оригинальные пластинки, оцифровывают их и общаются с представителями субкультуры, сформировавшейся вокруг копирования запретной музыки в СССР. Один из кураторов выставки Стивен Коутс описывает предмет своего изучения как «отпечатки боли и травм с записанными звуками запрещенного удовольствия, хрупкие фотографии внутренностей советских граждан, покрытые призрачной музыкой, тайно любимой ими, тонкие носители панковского протеста».

Музыка на костях
14 августа – 5 октября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+