18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Почему Василий Баженов — учитель свободомыслия

На ярмарке книг об искусстве, прошедшей на выходных в Музее современного искусства «Гараж», представили книгу «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», посвященную одноименной выставке

На залитой солнцем сцене недавно открывшегося летнего кинотеатра Garage Screen собрались пятеро кураторов и авторов — малая часть команды грандиозного проекта о «готическом вкусе», состоящего из двух выставок (в фонде IN ARTIBUS и в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева) и 700-страничной книги-каталога. Последней и был посвящен субботний вечер ярмарки.

Самой яркой и обаятельной речью порадовал слушателей Сергей Хачатуров, один из кураторов выставок, 20 лет лелеявший идею проекта. Он начал с того, что свобода творчества и мысли, воплощенная в неоготике в полной мере, всегда оставалась неблагонадежна с точки зрения системы: «Грандиозный вид, изобилие символики, невероятный интерьер — все это похоже на современный стиль фьюжен, не поддающийся никакой систематизации и ставящий под сомнение авторитеты». С богато иллюстрированным фолиантом стоит познакомиться, продолжил Хачатуров, чтобы посмотреть на схемы и чертежи главного автора готических идей на русской почве — бесстрашного архитектора Василия Баженова. Кроме того, книга может быть интересна как библиотека веяний, характеризующих именно современную цивилизацию. «Метамодернизм, к которому перешел постмодерн, коктейль из иронии, стилизации, нигилизма, возрождения старых концепций и истин, их обыгрывания — все это есть в эскизах и рисунках архитектора XVIII века Баженова, его предшественников и современников», — завершил выступление искусствовед.

Историк архитектуры Зоя Золотницкая рассказала о документах и фотографиях, которые опубликованы в книге впервые. Например, редкие эскизы дворцовых ансамблей в Конькове, которые предназначались для внуков Екатерины II. Их Баженов разрабатывал вместе с другом архитектором Матвеем Казаковым. В издании представлен единственный прижизненный портрет Василия Баженова, а также ранние чертежи баженовских проектов, которые приехали из частных коллекций в Казани. Татьяна Дудина, искусствовед, заведующая научным отделом хранения архитектурно-графических фондов XVIII–XIX веков Музея архитектуры, напомнила, что в книгу вошло гораздо больше произведений, чем в выставки: «В витринах не разместишь все листы альбомов». Также в нее включены редкие свидетельства — рисунки зданий, например в Царицыне, от которых давно уже ничего не осталось. Предназначение некоторых из них до сих пор остается загадкой, как, скажем, Павильона дружины.

Своими рекомендациями к прочтению поделились также директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева и старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Анна Корндорф. Подытожил встречу профессор университета Сорбонна, один из авторов книги Стефан Гесслер: «Важно изучить процессы культурных трансляций, не ограничиваясь просто сравнением, а предоставляя глубокий анализ, который мы также провели, сравнив европейскую неоготику и самобытное воплощение стиля здесь, в России».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+