18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Занозистый художник

№53
Материал из газеты

Между каталогом и альбомом: необычный метод художника Андрея Красулина, вдохновляющегося поэзией Осипа Мандельштама и Александра Введенского, потребовал небанального издательского подхода

В выходных данных коломенский Музей органической культуры называет эту книгу «изданием к выставке», минуя более точное определение — альбом или каталог. Вернее всего было бы назвать этот том, под завязку набитый статьями, фотографиями, выписками и стихами, репортажем с вернисажа и с большой ретроспективы художника Андрея Красулина (р. 1934), занявшей не только практически все помещения музея, обладающего работами Михаила Матюшина и Елены Гуро, но и весь примузейный участок. Именно на нем разбросали пространственные инсталляции и объекты ленд-арта, мобили и мандалы, а также построили занозистый барак для экспонирования красулинского проекта «Бронза о Мандельштаме». С ним, многосоставным, абстрактно-скульптурным, художник участвовал в конкурсе на уличный памятник поэту. Но понятно же, что эти странные работы, перпендикулярные всем нашим представлениям о монументальном искусстве, слишком радикальны для оформления Москвы. Место им в музее, таком нестандартном и странном, каким является и сам Андрей Красулин, не вписывающийся ни в одно из жанровых и стилистических определений. Вот и книга о его большой выставке вышла такой же необычной и особенной. Лучшие умы ищут в ней максимально точные слова для описания работ художника, находящего метафизику и феерическую красоту в самых, казалось бы, обыденных предметах.

Куратор ретроспективы Ирина Аликина говорит о «раскрытии состояния пространства», композитор Владимир Мартынов — о «палеолитических макаронах» и «периферическом взгляде шамана» («Минимализм, „бедное искусство“, периферическое, или „боковое“, зрение. Это нечто большее, чем искусство. Это метод жизни. Это сама жизнь»).

Описывая «Бронзу о Мандельштаме», выставленную в кривом бараке с узким проходом на манер археологических объектов — под стеклом в подсвеченной изнутри подземной витрине, по которой посетители ходят как ни в чем не бывало, Виталий Пацюков объясняет: «В этот момент я действительно ощутил… как возникает ткань, как она рождается, как мы сами погружаемся в новую вещественность…»

Все эти определения кажутся странными и затемненными только вне произведений Красулина, достигшего ныне возраста и состояния патриарха. Неслучайно лучше всего его картины, рисунки, скульптуры, ассамбляжи и инсталляции иллюстрируются стихами, которые художник начитывал для выставочного видео. Трехмерные строки Мандельштама сопровождали посетителей коломенского музея. В эффектном, любовно изданном репортажном томе, помимо них, помещена еще и «Элегия» Александра Введенского, описывающая победный ход смерти. Именно под нее, как вспоминают в книге, Красулин, «певец и всадник бедный», держащий равнение на смерть, выстраивал в залах Музея органической культуры свою главную выставку.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+