18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эрмитажная котовасия

Традиционный праздник — День эрмитажного кота — отметил самый большой музей России

Государственный Эрмитаж отмечает День кота уже почти 20 лет, обычно праздник проходит в конце апреля или первой половине мая и привлекает большое количество детей и взрослых. По сложившейся традиции в этот день музей поводит не только конкурсы и игры для детей, но и открывает выставку одной работы, сюжет которой связан с четвероногими друзьями Эрмитажа.

В этом году на третьем этаже Зимнего дворца открылась выставка китайской лубочной картины «Мальчики, переодевающие кота в тигра» из собрания выдающегося российского филолога-китаиста Василия Михайловича Алексеева, хранящейся в запасниках Эрмитажа. На рисунке два мальчика надевают на своего кота карнавальный костюм тигра, а кот терпит их проказы.

— Картинку из своего хранения в этом году нам предложил отдел Востока, — рассказала корреспонденту TANR Мария Халтунен, секретарь директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и по совместительству пресс-секретарь эрмитажных котов. — Рисунок очень символичный, идея переодевания кота в тигра — метаморфоза, превращение, из нее родилось название конкурса детского рисунка — «Путешествие эрмитажного кота на Восток». В следующем году мы, в зависимости от предложенного экспоната, придумаем другое название. Главное, чтобы в сюжете работы был хотя бы намек на кота.

Коты давно стали неотъемлемой частью эрмитажной жизни. И не только потому, что котов нередко изображали художники. Хотя в собрании Эрмитажа не так много работ, в сюжетах которых использовано это животное. К тому же не все эти работы стоило бы предлагать для осмысления и художественного перевоплощения детям: в западноевропейской мифологии кошка считалась символом коварства, предательства, прелюбодеяния, недаром ее часто изображали в сюжетах, посвященных Иоанну Крестителю, или, выражаясь современным языком, в сюжетах «преступлений на почве страсти».

С историей Зимнего дворца, Эрмитажа коты связаны практически с самого его основания. Когда веселая императрица Елизавета Петровна, по распоряжению которой строился Зимний и которая очень боялась мышей и крыс, издала «Указ о высылке ко двору котов» — согласно указу в Петербург из Казани прислали несколько сотен котов-крысоловов. С тех пор в подвалах музея (теперь — под присмотром специально выделенного штата) живут и несут охранную службу несколько десятков котов.

В этом году в День эрмитажного кота в Большом дворе Зимнего дворца была открыта художественная мастерская, в которой любой желающий мог принять участие в разрисовывании фанерных котов. В торжественной обстановке победителям конкурса детского рисунка вручили призы. Для детей музей организовал игру-квест по залам «Читая Овидия, или Путешествие с эрмитажным котом». И по традиции в этот день Эрмитаж открыл для посетителей свои подвалы, чтобы все гости музея смогли лично поприветствовать четвероногих хранителей эрмитажной коллекции.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+