18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Метафизические поиски простых вещей среди кухонной утвари

№53
Материал из газеты

В Пушкинском музее открылась ретроспектива Джорджо Моранди

Семьдесят холстов и акварелей, извлеченных из главной мировой коллекции работ Джорджо Моранди (1890–1964) — его болонского музея-квартиры, а также из частных фондов и авторитетных личных коллекций, разделены по жанрам: автопортрет, пейзаж, натюрморт и цветы. Это обстоятельство кажется особенно важным, точнее, основополагающим, так как Моранди, как мало кто из живописцев ХХ века, строго (и даже пуристски) держался своего понимания композиционных основ того или другого жанра. Ведь его знаменитые «метафизические поиски» возникают именно внутри разминки жанровых особенностей — из пластических возможностей «простых вещей». Оказывается, можно практически бесконечно медитировать над одними и теми же предметами, собранными в группы, следить за вариациями цветовых оттенков и связей геометрических фигур, выясняющих отношения с миром и между собой. Тем более что Моранди организует в серии не только «мертвую природу», но и живую: пейзажи окоема или же свое собственное лицо. Чтобы акцентировать серийность подхода, столь важную для Моранди, на выставку, помимо картин и акварелей, привезли 20 его гравюр и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики в Риме.

Отбирая работы, кураторы проекта — Мария Кристина Бандера с итальянской стороны и Виктория Маркова от России — сконцентрировались на работах, изображающих одни и те же группы кухонной утвари, которые сам художник называл «вариантами». Схожий подход можно найти не только в визуальном искусстве ХХ века (позже едва ли не весь поп-арт, не говоря уже о концептуализме, будет мыслить сериями) и «серийной музыке», но и в русской поэзии. Так, Осип Мандельштам — а его с Моранди сближает головокружительная точность расчета, из которого и возникает метафизический оскал бытовых реалий, — называл «двойчатками» и «тройчатками» свои стихи, выросшие из одного корня. Еще больше общего у метода Моранди с творчеством «тихих лириков», умевших находить красоту в обыденности и доносить ее с помощью беспафосных, но интеллектуально изощренных, хотя и будто бы слегка затертых, строк. Около сотни экспонатов, таким образом, лучше всего уподобить изящному поэтическому томику, содержащему хронику жизни такого вот «тихого лирика», методично возделывающего свой сад. Скромный, но бескрайний. Узнаваемый, но неповторимый. Тот редкий случай, когда низкие потолки залов Галереи западного искусства работают на правильность восприятия. 

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Джорджо Моранди
До 10 сентября

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+