18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Несуществующие границы

№52
Материал из газеты

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова объясняет, почему музей национального искусства проводит выставки зарубежных художников

Почему Третьяковская галерея проводит выставки зарубежных художников и не размывает ли это концепцию главного музея национального искусства России? Перед тем как ответить на этот вопрос, постараюсь сформулировать общие принципы, на которые музей, на мой взгляд, может опираться, решая, проводить ли ту или иную выставку. «Оттепель», которая продлится в Новой Третьяковке до 11 июня, и выставка Джорджо де Кирико, которую мы откроем 20 апреля, — удачные для этого примеры.

Думаю, самый главный критерий — понимание, что та или иная фигура или художественный феномен необычайно важны именно сегодня и нам есть что сказать о них нового. Мы должны посмотреть на художника с современной точки зрения, увидеть в нем то, чего не видели 10, 20, 30 лет назад. Вероятно, не стоит тратить время на проект, если что-то подобное публике уже предлагали недавно. Например, в ближайшее десятилетие мы точно не планируем показывать Серова еще раз. Кроме того, мы хорошо понимаем, как действует человеческое сознание: узнавать новое интереснее, чем вникать в подробности уже известного. Серьезных выставок про оттепель в России не было, и то, что несколько музеев, не сговариваясь, обратились к этому материалу, говорит о чем-то важном. Назрел момент посмотреть на этот период по-новому, и мы действительно увидели в нем то, чего не находили раньше. Например, как увлечение наукой отразилось на абстрактной живописи, ставшей крайне актуальным и точным отражением времени.

Отвечает обозначенным критериям новизны и актуальности и выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения». Пара живописных произведений, один рисунок в Пушкинском музее — вот, пожалуй, и все, что есть в России. Таким образом, перед нами важный для всего мирового искусства и почти непредставленный в российских коллекциях художник, чье творчество будет открытием для нашего зрителя. И еще один существенный момент. В каталоге грядущей выставки есть блестящий текст нашего куратора Татьяны Горячевой, в котором рассмотрены контакты де Кирико с русскими диаспорами в Риме и Париже, а также его влияние на русских художников, в том числе Казимира Малевича, Александра Дейнеку, Анну Лепорскую, Василия Рождественского и Александра Шевченко. Воспользуюсь этой ремаркой о диалоге русских и западноевропейских художников, чтобы вернуться к вопросу, с которого мы начали: почему Третьяковская галерея проводит выставки зарубежных художников?

Все мы хорошо знаем о Павле Михайловиче Третьякове и гораздо меньше о его брате Сергее Михайловиче — московском городском голове и коллекционере, собиравшем именно западноевропейское искусство. Уже в 1892 году в переданной в дар Москве галерее братьев Третьяковых современное на тот момент русское искусство показывалось в контексте западноевропейских художественных явлений. После 1917 года возобладал принцип жесткого деления коллекций на русские и западноевропейские. Работы, приобретенные в свое время Сергеем Михайловичем, и западная часть влившегося в 1910 году в состав Третьяковки собрания Михаила Абрамовича Морозова были после революции переданы в Музей нового западного искусства, а позднее стали частью собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Сегодня, когда идет интенсивная работа над созданием дома-музея братьев Третьяковых в Голутвинском переулке, я очень рада нашим договоренностям с Пушкинским музеем, который предоставит для экспонирования там ряд важнейших произведений из своего собрания, принадлежавших в свое время Сергею Михайловичу Третьякову.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+