18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Передача Исаакия не затрагивает права и интересы петербуржцев

С такой формулировкой Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга отказался рассматривать иск группы горожан о признании незаконным решения о передаче Исаакиевского собора в руки РПЦ

Главное основание для прекращения дела, по мнению судьи Татьяны Матусяк: решение о передаче Исаакия никак не затрагивает непосредственные права и интересы заявителей. Это уже второй отказ в рассмотрении иска петербуржцев, протестующих против фактической ликвидации одного из самых крупных музеев города. Первый иск, поданный в Василеостровский районный суд, был отклонен на том же основании, отказ уже подтвержден апелляционной инстанцией. Но если в первом иске граждане ссылались только на нарушение своих прав на свободный доступ к культурному наследию, то во втором иске говорилось о нарушении процедуры передачи собора.

В частности, сама церковь не подавала официального заявления о своих правах на здание, как того требует закон. Тем не менее Комитет имущественных отношений (КИО) Администрации Санкт-Петербурга издал 30 декабря 2016 года распоряжение № 160-Р «Об использовании объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4, литера А», согласно которому музей «Исаакиевский собор» в течение 24 месяцев должен заключить с РПЦ договор о передаче музейных коллекций и выполнить ряд других мероприятий. После утверждения этого документа Министерство культуры РФ должно подготовить распоряжение о передаче Исаакиевского собора РПЦ на 49 лет в безвозмездное пользование.

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» — третий в городе по посещаемости после Эрмитажа и Русского музея. Исаакий сам зарабатывает на свое содержание и реставрацию и ежегодно платит городу десятки миллионов рублей налогов. С конца 1990-х годов в соборе ежедневно, утром и вечером, проходят церковные службы. В случае передачи собора РПЦ доходы от музейной деятельности перестанут поступать в бюджет, а все расходы на содержание здания, являющегося охраняемым памятником культуры федерального значения, в том числе на дорогостоящую реставрацию, лягут исключительно на бюджет города, который лишится налогов от музейной деятельности (РПЦ как общественная организация освобождена от уплаты налогов).

Кроме того, опасность грозит и музейной коллекции. Как рассказал на заседании Смольнинского суда представитель музея, начальник юридического отдела Никодим Сидоров, «если произойдет передача, музей будет ликвидирован».

«Исаакий — объект федерального значения, сам собор — предмет показа. У нас заключен договор между музеем и Минкультом о совместном использовании музейных объектов, — сказал господин Сидоров. — И заметная часть коллекции, 62 предмета являются неотъемлемыми элементами интерьера: это живопись, предметы декоративно-прикладного искусства. Они являются частью и собора и музея. Их, согласно закону №73-ФЗ, изъять из музейного фонда невозможно, но фактически это произойдет, если собор передадут церкви».

Сейчас, как сообщил представитель музея, по устному распоряжению Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга сотрудники проводят опись музейных предметов, подлежащих перевозке из здания. На состоявшемся 14 марта совещании Комитета по культуре директор музея Николай Буров попросил предоставить письменные распоряжения и приказы о переводе музейной коллекции и о дальнейшей судьбе музея, но услышал, что таких документов нет. Тем не менее музей фактически готовится к ликвидации, дальнейшая судьба его коллекции и сотрудников пока не решена и не обсуждалась ни на каком уровне.

На вопрос судьи Татьяны Матусяк, будет ли сам музей, его сотрудники оспаривать в суде нарушение их прав, представитель музея ответил, что, скорее всего, будут.

В день, когда проходило судебное заседание, глава юридической службы Московской патриархии Ксения Чернега публично сообщила, что пока от церкви не поступало заявления на передачу ей Исаакия. Но как только опись музейной коллекции собора будет составлена, РПЦ подаст такое заявление.

Как стало известно TANR, в Смольнинский районный суд Петербурга поступил новый коллективный иск, оспаривающий то же распоряжение КИО. В качестве заинтересованного лица истцы сразу указали губернатора Полтавченко.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+