18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Симметричные миры вновь пересекутся в Эстонии

В Художественном музее KUMU открывается выставка, посвященная художественным связям между Москвой и Таллином в 1960–1980-е годы

Экспозиционный проект «Симметричные миры — отраженные симметрии. Юло Соостер, Юрий Соболев, Тынис Винт, Рауль Меэль» должен показать зарождение и развитие нового визуального языка с начала оттепели и вплоть до экспериментов с театральной сценографией 1980-х. Творческие пути четырех авторов в KUMU проследят на примере более 300 произведений живописи, графики, дизайна, анимации, слайд-фильмов, фотодокументации. Их для такого большого проекта предоставили Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства (MMOMA), Музей эстонской архитектуры, Национальная библиотека Эстонии, Фонд культуры «Екатерина», Эстонский музей театра и музыки, ряд частных коллекционеров и семьи художников. Кураторов у выставки два: с российской стороны это Анна Романова, три года назад делавшая выставку Юрия Соболева в MMOMA (за ее каталог она совместно с Галиной Метеличенко получила премию «Инновация»), с эстонской — куратор KUMU Эха Комиссаров.

В СССР иллюстрирование научно-популярных журналов, беллетристики и научной фантастики наряду с детской литературой было одной из немногих областей, относительно свободных от идеологического контроля. Благодаря этому многие неофициальные художники были заняты именно в этих сферах, дававших определенный простор для творческого эксперимента. Так, Юрий Соболев с 1960 года был главным художником издательства «Знание», где одним из первых в стране начал использовать модульную сетку — новый принцип организации журнальной полосы, который позднее перенес в свое творчество. В оформлении ежегодника «Наука и человечество», выходившего в том же издательстве, принимал участие художник Юло Соостер, друг Соболева, с которым они вместе искали новые способы иллюстрирования «неизобразимых» научных понятий. Эти эксперименты, впрочем, не ограничивались печатными изданиями — в 1968 году был выпущен и сразу же запрещен цензурой анимационный фильм «Стеклянная гармоника» режиссера Андрея Хржановского, художниками-постановщиками которого также были Соостер и Соболев.

В KUMU покажут документацию, связанную с нереализованным новаторским проектом полиэкранного слайд-фильма графика Рауля Меэля, подготовленного Юрием Соболевым вместе с режиссером Юрием Решетниковым для конгресса Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID) в 1975 году.

Отдельной темой на выставке станут театральные эксперименты Юрия Соболева и Тыниса Винта 1970–1980-х годов. Параллели напрашиваются сами собой: художники почти одновременно работали над сценографией к спектаклю «Почта» по тексту Рабиндраната Тагора (начало 1980-х). Как сообщает пресс-служба музея, «геометрическая структура сценографии Винта, основанная на иконографии мандалы, пребывает в диалоге с визуальным рядом слайд-фильма Соболева „Мандалы“ (1981), специально реконструированного на основе архивных слайдов для настоящей выставки».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+