18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жан-Юбер Мартен готовит беспрецедентный проект в ГМИИ

В 2020 году, когда главное здание музея закроется на реконструкцию, французский куратор получит в свое распоряжение все пустующие залы

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представили новый проект Жан-Юбер Мартена, беспрецедентный по размаху и замыслу. Задуманный вместе с московским музеем, он состоится в начале 2020 года под названием «Древние украли все наши идеи» (цитата из Марка Твена).

Жан-Юбера Мартена вряд ли надо представлять. Его яркие, порой экстравагантные выставочные проекты, максимально расширяющие границы того, что принято считать искусством, вызывают одновременно восхищение и критику как у прессы, так и у зрителя, каждый раз становясь заметным событием, куда ломится публика. Таким событием была и недавняя выставка «Карамболь» в Гран-пале в Париже. Как рассказала директор ГМИИ Марина Лошак, под сильным впечатлением от этой экспозиции она предложила Мартену что-то подобное сделать и в Москве.

Мартен связан с Россией большими знаковыми проектами. В легендарных уже «Москва — Париж» (1979) и «Париж — Москва» (1981) он выступал сокуратором, а в 2009 году был куратором основного проекта III Московской биеннале современного искусства, поэтому с воодушевлением подхватил идею Лошак.

Но почему этот проект нужно обсуждать настолько заранее, почти за три года до выставки?

Во-первых, к 2020 году главное здание музея закроется на реконструкцию, и куратор получит в свое распоряжение все пустующие залы, где останутся только цветаевские слепки, которые предполагается включить в экспозицию. Во-вторых, Мартену предстоит посетить множество столичных и провинциальных музеев для подбора экспонатов, причем музеев непрофильных и самых что ни на есть экзотических, если учесть, что речь идет о выставке в художественном музее. Это Геологический музей, Зоологический музей, Дарвиновский музей, петербургская Кунсткамера и другие этнографические музеи. Дело в том, что главная кураторская идея Мартена — свести в одном пространстве разные эпохи, культуры и цивилизации, произведения искусства и самые неожиданные артефакты.

«Мы все привыкли к тому, что выставки в музее делаются по историческому принципу, по правилам истории искусства, выработанным еще в XIX веке. Мне же хочется, чтобы зритель испытал эмоции, смотрел и размышлял, как это происходит в театре или на концерте. Мы же не приходим туда за информацией!» — говорит куратор. Именно с этой целью артефакты, подобранные в непрофильных собраниях, будут соседствовать с произведениями искусства разных эпох (живопись, графика, скульптура) из самого ГМИИ и других художественных музеев — как российских, так и западных.

Но это вовсе не значит, поясняет Мартен, что экспозиция станет чем-то вроде кабинета древностей и раритетов, которыми увлекались коллекционеры Европы и России прошлых веков. Все эти предметы из разных культур, цивилизаций и эпох: произведения искусства и артефакты из Африки и Океании, исламское и западноевропейское искусство — выстроят в четко продуманную драматургию, составленную пока что приблизительно из 30 самых разных визуально разворачивающихся историй. Это, например, пять чувств, переданных с помощью аллегорических (и не очень) произведений искусства, это война и смерть, красота и уродство, особенности карнавальной культуры и даже знаковые (то есть документальные) истории самого ГМИИ — от знаменитой выставки картин из Дрезденской галереи в 1955 году до «Декабрьских вечеров», идея проведения которых принадлежит Ирине Антоновой, фигура которой уникальна уже сама по себе.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+