The Art Newspaper Russia
Поиск

На вернисаже выставки «Коллекция+» в Центре Помпиду было многолюдно

27 февраля открылась расширенная версия экспозиции российского искусства. Фонды музея пополнились произведениями современных художников из России

Центр Помпиду продолжает пополнять свою коллекцию российского современного искусства: 27 февраля состоялось открытие выставки «Коллекция+», где были представлены новые дары, поступившие в собрание музея в последние месяцы и разместившиеся в дополнительных залах. Дополнительных — по отношению к экспозиции, которая открылась для публики в сентябре 2016 года под названием «Коллекция! Современное искусство из СССР и России 1950–2000 годов. Уникальный дар музею». Тогда более 40 дарителей — коллекционеров и художников — передали Центру Помпиду 250 произведений и около 100 документов. Поступление новых экспонатов — еще более 100 работ от 20 дарителей — потребовало увеличения выставочных площадей.

Расширились временные рамки коллекции — теперь она дошла до 2010-х годов. В числе новых даров документация перформансов Андрея Кузькина, Олега Кулика, Комара и Меламида, Дмитрия Пригова, работы групп «Синие носы» и «Что делать?», произведения Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Лидии Мастерковой, Евгения Михнова-Войтенко, Бориса Орлова, Леонида Сокова.

Музей собирает и изучает российское современное искусство при финансовой и организационной поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, который приобрел для него практически половину первой партии даров. Как рассказала генеральный директор фонда Оксана Орачева, логическим продолжением сотрудничества с музеем станет проект «Россия. ХХ век», в фокусе которого не только расширение русского собрания, но и научное изучение темы. В течение ближайших трех лет при поддержке фонда Центр Помпиду будет вести работу по созданию «живого архива» российского современного искусства, специально для чего будут записаны видеоинтервью с художниками и исследователями, переведены на французский язык ключевые тексты, разработана программа конференций и кинопоказов, опубликованы исследовательские статьи.

Программа открытия выставки «Коллекция+» оказалась исключительно насыщенной. Гостей встречал перформанс Юрия Альберта: входящим раздавали небольшие камешки, которые нужно было положить себе в обувь, чтобы время от времени ощущать неудобство, отвлекаться от экспозиции, а затем, уже осознанно, вновь обращать внимание на выставленные работы, напоминая себе о смысле своего присутствия на выставке.

На круглом столе «Как коллекционировать современное русское искусство сегодня» хедлайнером стал Игорь Цуканов, выступивший с полноценным докладом о своей коллекции Tsukanov Art Collection. Moscow Art 1960–1980. Одновременно в соседнем зале гости вернисажа стали участниками перформанса Андрея Кузькина. Следуя призыву плаката, под которым сидел художник: «Не упустите свой шанс прикоснуться к бесконечности», зрители передавали Кузькину принадлежащие им предметы, которые лауреат Премии Кандинского превращал в произведения искусства. Терпеливо стоя в очереди, участники перформанса извлекали из сумок и карманов фотографии, монеты, спичечные коробки, обертки от шоколадок, которые становились центрами графических композиций из каллиграфически написанных цифр, фрагментов текстов и цветовых акцентов.

Гости продолжали прибывать, и к моменту начала официальной церемонии открытия, где выступили президент Центра Помпиду Серж Лавинь, директор музея Бернар Блистен, директор Фонда В.Потанина Оксана Орачева, русский и французский кураторы проекта Ольга Свиблова и Николя Люччи-Гутников, музейным смотрителям приходилось внимательно следить за тем, чтобы из-за толчеи не пострадали экспонаты.

Потом были кураторские экскурсии по экспозиции, а ближе к концу вечера в одном из залов публика с воодушевлением принимала мастер-класс «Синих носов» (с просмотром уже ставших легендарными архивных видеозаписей), а в другом шел показ оперы Дмитрия Александровича Пригова «Россия».

По словам куратора «Коллекции+» Николя Люччи-Гутникова, на начальных этапах проекта получать согласие на передачу произведений в музей нередко удавалось исключительно благодаря настойчивости Ольги Свибловой, но успех открывшейся в сентябре выставки вдохновил и старых и новых дарителей и есть надежда на продолжение поступлений в коллекцию. В планах музея — открыть свое собрание для работ молодых российских авторов, одновременно заполняя существующие в нем исторические лакуны. Куратора интересует творчество ленинградских нонконформистов; он также отметил, что на фоне сильных коллекций русского авангарда и современного искусства в Центре Помпиду практически не представлены художники-соцреалисты и такие мастера, как, например, Кузьма Петров-Водкин и Александр Дейнека. Останавливаться на достигнутом Центр Помпиду не собирается, поскольку, по словам Люччи-Гутникова, коллекция никогда не заканчивается, потому что не заканчивается искусство.

Материалы по теме
Просмотры: 2599
Популярные материалы
1
Новое пространство Музеев Московского Кремля откроется в 2022 году
В Средних торговых рядах на Красной площади полным ходом идет грандиозная реставрация, после завершения которой Музеи Московского Кремля перевезут экспонаты из-за Кремлевской стены и сделают их доступнее.
07 декабря 2018
2
Что покажет Пушкинский в 2019 году
Будущий год в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина пройдет под знаком Британии: здесь покажут Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда, а для выставки Томаса Гейнсборо соберут его работы из главных музеев страны.
04 декабря 2018
3
Что покажет Эрмитаж в 2019 году
В музее запланированы выставки Якоба Йорданса, Роберто Матты и Паоло Уччелло, совместные проекты с Национальным археологическим музеем Неаполя, Лувром, Британским музеем и ГМИИ имени А.С.Пушкина.
04 декабря 2018
4
Григорий Лепс: «Я не связываю иконопись и творчество»
В Государственном историческом музее проходит выставка икон из собрания Григория Лепса «Предивное художество». В интервью нашей газете музыкант рассказал о прошлом и будущем своей коллекции.
05 декабря 2018
5
Кристина Карри: «Брейгель не был ханжой, он хотел развлечь и даже шокировать зрителя»
Следующий год во Фландрии посвящен Питеру Брейгелю и мастерам его круга. Во время визита в Москву эксперт по творчеству династии Брейгелей Кристина Карри рассказала о новых исследованиях и открытиях в этой области.
04 декабря 2018
6
Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю
Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже.
07 декабря 2018
7
Всегда обманываться рад
Эрмитаж в одной выставке показывает свою богатейшую коллекцию обманок в искусстве. Около 700 произведений — живопись, графика и скульптура, разные предметы из серебра, стекла, фарфора, дерева, камней — прикидываются тем, чем на самом деле не являются.
05 декабря 2018
8
Директор Галереи Боргезе Анна Колива восстановлена в должности после обвинений в прогулах
Министерство культуры Италии в апреле отстранило Коливу от должности из-за жалобы музейного охранника, который утверждал, что она постоянно посещала спортзал в рабочее время. Решение довести дело до суда вызвало возмущение общественности.
06 декабря 2018
9
«Черный квадрат» получил цифровое факсимиле
В Третьяковской галерее картину Казимира Малевича исследовали по новейшей технологии: сканировали поверхность в формате 3D и сделали полную рентгенограмму.
04 декабря 2018
10
В РОСИЗО — ГЦСИ после скандала с премиями назначен новый директор
Им стала заместитель директора департамента музеев Минкультуры РФ Софья Грачева.
05 декабря 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru