18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Раушенберг: «Искусство — это все, что попадает под руку»

№50
Материал из газеты

В Тейт Модерн покажут первую с 1981 года ретроспективу «наследника Марселя Дюшана»

Роберт Раушенберг (1925–2008) отличался афористичной краткостью, когда комментировал свое творчество. «Живопись имеет отношение и к искусству, и к жизни. Я пытаюсь работать в зазоре между ними», — говорил  художник. Одним из способов преодоления этого зазора стало использование им всего того, что попадало под руку. Из-за чего Раушенберга принято считать не только поп-артистом, но и неодадаистом, наследником Марселя Дюшана.

Последний раз Раушенберга в Тейт показывали в 1981 году. Нынешняя ретроспектива, включающая 200 экспонатов, — попытка расширить для зрителя стилистические и географические границы творчества художника. Раушенберг, который занимался живописью, скульптурой, сценографией, воплощал в себе тип художника XXI века. Его интересовали новые технологии, мир вокруг и люди. Он много путешествовал, дружил с художниками, с легендарным хореографом Мерсом Каннингемом и композитором Джоном Кейджем. «Мне очень важно общение, обмен идеями», — часто говорил художник. Конечно же, выставка не разочарует тех, кто придет посмотреть на главные произведения Раушенберга, среди которых, в частности, работы из известной серии «Белая живопись» начала 1950-х, знаменитый стертый рисунок де Кунинга 1953 года, выставленный под таким же названием, «комбинированные» картины из коллажей и ассамбляжей, покрытых экспрессионистической живописью («Монограмма», «Кровать»). Но любознательному зрителю наверняка будет не менее интересно увидеть и не столь широко разрекламированные работы: созданную после поездки в Индию абстрактную медитативную серию середины ­1970-х Jammers paintings, вдохновленную яркими и красочными местными тканями, или серию миниатюрных фроттажей (30 см в ширину) по мотивам «Ада» Данте. Раушенберг никогда не останавливался на достигнутом, постоянно экспериментировал с новыми техниками, искал новые форматы для приложения своих творческих возможностей. Так, в конце 1950‑х — начале 1960-х, в самый разгар работы над серией «комбайнов»-ассамбляжей, он находит время на эксперименты с новой для себя техникой шелкографии, одновременно занимаясь сценографией спектаклей для труппы Dance Company Каннингема. И все за полтора года!

Тейт Модерн
Роберт Раушенберг
До 2 апреля

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+