18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Красная революция дотянулась до Лондона и Нью-Йорка

№50
Материал из газеты

Выставка в лондонской Королевской академии художеств, открывающая сезон мировых блокбастеров, посвященных русской революции, открылась с большим шумом. Параллельно коллекцию русского авангарда показывают в нью-йоркском МоМА

В этих двух проектах много явных различий. Американский называется «Революционный порыв. Подъем русского авангарда». Он охватывает период с 1912 по 1935 год и сделан на основе богатейшего собрания Музея современного искусства (МоМА). Показаны 53 автора с живописью, скульптурой, дизайном, фотографией и кино. С полнотой почти энциклопедической, выстроенной по английскому алфавиту от B до Z, от Ксении Богуславской до Кирилла Зданевича. С обязательными «амазонками авангарда», фотографиями Александра Родченко, «проунами» Эль Лисицкого, объектами Наума Габо, архитектурными фантазиями Якова Чернихова и Ивана Леонидова, фильмами Дзиги Вертова.

На лондонской же выставке «Революция. Русское искусство 1917–1932» показывают 200 работ из Русского музея, Третьяковской галереи и частных коллекций, представляя русское искусство начала ХХ века во всей его многозначности.
Безусловно, авангард — это прежде всего его лидеры. Более 30 картин и архитектонов Казимира Малевича будут показаны так, как было придумано их автором в 1932 году на посвященной 15-летию революции выставке в Русском музее, которую курировал летописец авангарда Николай Пунин. Хитами в Лондоне станут «Прогулка» Марка Шагала, «Синий крест» Василия Кандинского. Но рядом с ними будут малоизвестные в Британии «Большевик» Бориса Кустодиева, «Фантазия» Кузьмы Петрова-Водкина, «Ленин и манифестация» Исаака Бродского, «Текстильщицы» Александра Дейнеки, то есть произведения, которые создавались продолжателями русских реалистических традиций и новой волной — социалистическими реалистами. В результате такого широкого охвата картина русского искусства первых десятилетий ХХ века становится куда сложнее, чем представление о нем как только об авангарде, быстро и всецело овладевшем широкими массами. Иначе в 1932 году его история не закончилась бы так быстро. Русский авангард был вызовом обществу, которое с энтузиазмом восприняло красивые политические лозунги, но не авангардную веру в преобразующую силу нового искусства.

Поскольку оба проекта отличаются концепцией, но посвящены одной теме, то и логично, что они возвращают как публику, так и специалистов к одному и тому же вопросу: каково было влияние революции на русский авангард? Что это было? Мощная порция допинга, которая привела к короткому, но сильном всплеску нового искусства во всех его видах? Или русский авангард, который в начале ХХ века развивался в мировом контексте, смог бы и дальше существовать, если бы не большевистский переворот? За этими, на первый взгляд, академическими вопросами лежат серьезные проблемы и искусства XXI века. Сейчас оно выглядит предельно атомизированным, распавшимся на множество не связанных друг с другом фрагментов, то ли полностью зависимых от диктата власти и общества, то ли оторванных от социальных вызовов.

МоМА, Нью-Йорк
Революционный порыв
До 12 марта

Королевская академия художеств, Лондон
Революция. Русское искусство 1917–1932
11 февраля – 17 апреля

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+