18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Козни египетские

№49
Материал из газеты

Продажу древней скульптуры сочли столь возмутительной, что провинциальный музей лишился господдержки

Нортгемптонский музей все-таки приступает к намеченному расширению площадей, несмотря на скандал, вызванный продажей древнеегипетской статуи писца Сехем-Ка из его коллекции, и резкую критику в профессиональных кругах. Музей, расположенный в регионе Ист-Мидлендс в графстве Нортгемптоншир, закроется в феврале 2017 года и возобновит работу после завершения первого этапа реконструкции в сентябре 2018-го.

Прекрасно сохранившаяся статуя царского писца Сехем-Ка, жившего примерно в 2400–2300 годах до н. э., была подарена музею маркизом Нортгемптонским приблизительно в 1880 году и до сих пор считалась главной жемчужиной его собрания. Но в июле 2014 года местные власти выставили скульптуру на аукцион Christie’s, чтобы собрать средства для расширения музея. Писец ушел с молотка за £15,8 млн — сумму, рекордную для древнеегипетского памятника. При этом нынешний лорд Нортгемп­тонский получил 45% от выручки. В итоге, за вычетом комиссии аукционного дома, осталось £7,7 млн, которые и отправили на музейный счет.

Однако продажа Сехем-Ка явилась нарушением политики Художественного совета Англии, определяющего план государственного финансирования музейных институций. Совет счет неэтичным продажу экспонатов в целях фандрайзинга, разве что в исключительных случаях — но и тогда следовало бы сначала предложить их другим музеям, и только в последнюю очередь — частным коллекционерам. В наказание Нортгемптонский музей был оставлен без госфинансирования уже через месяц после аукциона. Затем утратил право на получение грантов Фонда лотереи «Культурное наследие». Ассоциация музеев Великобритании лишила Нортгемптон членства, а Художественный фонд заявил, что больше не примет от него заявок на гранты.

Несмотря на то что Нортгемптон попал в положение изгоя, совет города не стал отказываться от давно назревшего расширения музея и его картинной галереи. Правда, первоначально это был единовременный проект с бюджетом в £14 млн, но из-за скандала и санкций, связанных со статуей Сехем-Ка, перепланировку музейного пространства решено проводить в два этапа.

Первая стадия стоимостью £6,7 млн будет осуществлена на средства от продажи скульптуры. Вторая, стоимость которой составляет £8 млн, начнется в 2020 году и, по словам Анны Кинг, представительницы городского совета Нортгемптона, будет финансироваться за счет «спонсорской помощи, фандрайзинга и... выделяющих гранты фондов».

Надо сказать, с учетом вышеизложенных обстоятельств это весьма оптимистичный план, ведь лишение аккредитации Художественного совета продлится не менее пяти лет, так что Нортгемптон не сможет рассчитывать на новые гранты до конца 2019 года. И даже если музей потом сразу восстановят в правах (что маловероятно), у местных властей останется всего год, чтобы собрать средства, необходимые для начала второго этапа работ.

Тем временем статуя Сехем-Ка, один из лучших дошедших до нашего времени портретов Древнего царства, была вывезена из Великобритании неизвестным коллекционером в апреле 2016 года — едва истек срок последнего запрета британского Минкульта.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+