The Art Newspaper Russia
Поиск

Кто поедет на Венецианскую биеннале от России?

До сих пор не известно, кто будет представлять нашу страну на биеннале в 2017 году. TANR спросила кураторов, галеристов и искусствоведов, кого бы они хотели увидеть в национальном павильоне

В прошлом году тема и кураторы российского проекта на Архитектурной биеннале в Венеции были объявлены на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. На этот раз комиссар павильона России на Венецианской биеннале современного искусства Семен Михайловский сохраняет интригу. Пользуясь случаем, мы предложили представителям художественного сообщества порассуждать о кандидатах в кураторы и участники выставки в российском павильоне.


Виктор Мизиано, искусствовед, куратор:

— У меня нет ощущения, что есть в нашем искусстве одно имя, перед которым художественная ситуация в долгу. Поэтому, на мой взгляд, вопрос не столько в выборе художника, сколько в кураторе. Именно от него мы вправе ждать стратегического и творческого замысла. Не исключаю, что настал момент предложить венецианский проект кому-то из кураторов среднего поколения. Есть несколько человек, которые уже не первый год делают серьезные проекты. Только что я работал в Московском музее современного искусства с Еленой Яичниковой, и это один из самых зрелых, имеющих ясное видение искусства и его задач людей. Есть еще, например, Юлия Аксенова, которая делала на протяжении последних десяти лет несколько амбициозных проектов.

Помимо нового поколения, есть регионы. Есть Государственный центр современного искусства, с помощью которого сформировались нестоличные школы кураторства. Тот же Калининградский центр современного искусства, в котором работают Евгений Уманский, Елена Цветаева, Дмитрий Булатов. Это самостоятельные, сильные и яркие фигуры, уже не один год делающие очень умные международные проекты. Вокруг ГЦСИ в Нижнем Новгороде есть целая школа, которой вполне можно дать карт-бланш, — один раз это уже случалось в истории постсоветских павильонов: в 2005 году нижегородские кураторы делали национальный павильон. Существует ГЦСИ в Самаре, где кураторы проводят Ширяевскую биеннале, и это тоже интересный вариант.

Третий возможный подход: куратором может быть художник. Если говорить о Санкт-Петербурге, то там существует группа «Что делать?» и Дмитрий Виленский — интеллектуал и блестящий организатор, фигура интернационально известная и уважаемая. Я бы с интересом посмотрел, какой павильон сделал бы Дмитрий лично или в составе группы «Что делать?». Кроме того, есть Анатолий Осмоловский — одна из самых важных фигур в актуальном русском искусстве, художник, который держит руку на пульсе, благодаря которому в искусство пришел уже не один десяток художников.


Игорь Цуканов, коллекционер, меценат, арт-продюсер:

— Я бы делал проект под условным названием «Мы из Сибири», который бы включал в себя таких художников, как Василий Слонов, Дамир Муратов, Ринат Волигамси и группа «Синие Носы». На их материале можно сделать настоящее, запоминающееся всем шоу. Кого будет выбирать Семен Михайловский, понятия не имею.


Ольга Шишко, руководитель отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С.Пушкина:

— В российском павильоне поиграла бы на молодости или пригласила людей из междисциплинарных зон театра и музыки, людей, которые работают на пересечении с современным искусством. Это могут быть режиссеры Семен Александровский или Ксения Перетрухина, композитор Дмитрий Курляндский в соединении с Сашей Пироговой, может быть, объединение «Провмыза» (объединение уже было было представлено на выставке в русском павильоне на биеннале в 2005 году – прим. TANR). Из числа моих любимых художников, уже заявленных на международной сцене, это мог бы быть Гриша Брускин. Если отдавать павильон молодым, то я бы, наверное, не стала называть конкретных имен, потому что у меня много любимых художников, — это просто идея.


Ирина Горлова, искусствовед, в прошлом начальник отдела художественных программ ГЦСИ:

— Я бы хотела видеть в русском павильоне Андрея Кузькина. Его прошлогодняя выставка «Право на жизнь» была проектом, который я лично ходила смотреть четыре раза, и он меня очень задел своим искренним повествованием, емкостью и рядом пронзительных моментов. Мне кажется, что сегодня нам не хватает такого искреннего искусства, как, впрочем, и жизни, и, мне кажется, было бы важно показать в российском павильоне художника, который проживает на пределе свою жизнь в искусстве и отображает свое восприятие перемен окружающего мира. Я бы, возможно, столкнула Андрея Кузькина с Леонидом Тишковым — он тоже все бродит в костюме Вязанника по лесам в поисках чуда. Здорово бы смотрелись хлебные люди Кузькина и башни будетлян из спагетти Тишкова.

У Семена Михайловского, мне кажется, была давняя идея сделать выставку, посвященную «Новой Академии», может быть, он вернется к этой ретроспективной идее, а может быть, покажет академическое искусство, которое сейчас развивается внутри подведомственного ему заведения.


Леонид Бажанов, искусствовед, в прошлом художественный руководитель ГЦСИ:

— Россия сейчас не в положении страны, которая выставляет своих лидеров и гениальных художников, нам нужно показывать какой-то процесс. Ярких личностей, которых мы хотели и могли показать, уже показали. Сейчас Россия интереснее как страна странных специфических художественных процессов. Можно делать не групповую выставку, а демонстрировать набор разных явлений и разных имен, которые характеризуют существующую ситуацию. Это может быть кто угодно: художники старшего поколения, например Натта Конышева, или, наоборот, совсем молодые представители contemporary art. Могут быть и художники, которые работают в квазиакадемической манере, что характеризует нынешнюю художественную жизнь — она совершенно выпадает из поля contemporary art и ориентирована на какие-то утопические социальные программы, — и это тоже может быть интересно западному сообществу, позволит посмотреть, что у нас происходит. Удивить всех искусством высокого уровня, боюсь, Россия сейчас не может.

Думаю, что Семен Михайловский постарается сделать что-то с традиционным кругом художников, возьмет каких-то молодых ребят из Репинской академии с попыткой слегка модернизировать и превратить в попсовое шоу. Такой винегрет можно увидеть в Музее современной истории России и в академии на выставке «Красные ворота/Против течения» — это такая общая тенденция смешать все в кучу и сделать вид, что у нас все в порядке.


Анна Толстова, арт-критик:

— Я бы хотела увидеть Леонида Тишкова, наверное. Думаю, что нам давно не хватает искусства с человеческим лицом. Хотя примером такого искусства может быть Ирина Нахова (представляла Россию на биеннале в 2015 году – прим. TANR). Во-вторых, павильон имеет сложную архитектуру, и там, чтобы все это собрать, нужен художник, который умеет делать тотальные инсталляции, работать с разными уровнями и пространством.

Я думаю, что Семен Михайловский сделает что-то в духе выставок «Актуальная Россия», что-то академическое по форме и националистическое по содержанию.


Саша Обухова, искусствовед, куратор архива Музея современного искусства «Гараж»:

— Я бы хотела, чтобы это была группировка ЗИП, мне кажется, Венеции они к лицу, они ее очень украсили бы. Кого выберет Семен Михайловский, я не знаю, это очень трудно предсказуемо. Может быть, какого-нибудь классициста, наподобие Алексея Беляева-Гинтовта.


Игорь Маркин, основатель первого российского частного музея современного искусства Art4.ru (сейчас Art4):

— Я хочу видеть Ольгу Солдатову, потому что это сейчас выглядит современно и свежо, и Данилу Полякова, потому что он безумец и тоже современный, это было бы очень здорово для первого этажа. Там большие залы, и одного человека нам на все это здание не найти, у нас нет такого масштабного художника на сегодняшний день. Еще там бы хорошо смотрелся Дмитрий Гутов (вместе с Евгением Ассом и Вадимом Фишкиным участвовал в российском проекте на Венецианской биеннале 1995 года – прим. TANR), я бы поместил его и Ольгу Солдатову наверх, а внизу рисунки Леонида Цхэ и Данилу Полякова.

Семен Михайловский, возможно, возьмет Цхэ, он же питерский, ректор академии, — было бы логичным взять кого-то оттуда. Только питерские все выглядят несовременно, а вот Цхэ как раз достаточно свежо смотрится на мировой сцене. Гутова Михайловский тоже может взять, потому что это звезда от нас, Цхэ-то неизвестен.


Ольга Кабанова, арт-критик, журналист:

— На мой взгляд, надо подчеркнуть, что мы часть арт-мира. Идеален был бы Владислав Мамышев-Монро, но, боюсь, это невозможно. Могу предложить куратора, а не художника, пусть куратор все продумает и рассчитает. Куратором вижу Елену Селину [от участия в опросе отказалась].

Мысленно конструировать ход мыслей Семена Михайловского — опасное занятие. Увольте.


Андрей Ерофеев, искусствовед, куратор:

— Я бы выставил в Российском павильоне Венецианской биеннале две пары художников: группу «Синий Суп»Романа Мокрова и Петра ПавленскогоДарью Серенко. Мне кажется, что именно так, в парах, представляющих две крайности жанра, живет наше актуальное искусство. А Семен Михайловский, наверное, возьмет не крайности, а нечто среднее, «ни рыбу ни мясо», что-то успокоившееся, залегшее в тихую заводь, типа Елены Ковылиной.


Алексей Новоселов, руководитель выставочного отдела MMOMA:

— К сожалению, мне неизвестно, кого из художников выберет Семен Михайловский, но выражу надежду, что это не будет групповой проект и что наконец-то павильон будет представлять молодой художник. У нас есть молодые художники, которые готовы и могут работать в рамках такого масштабного проекта, — примером тому могут служить персональные выставки, которые прошли, например, и в MMOMA. Очень важно дать такую возможность молодому искусству.

Материалы по теме
Просмотры: 7124
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
6
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
7
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
8
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
9
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
10
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru