18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

2 декабря: дайджест событий мира искусства

О повышенном внимании к Эрмитажу со стороны прокуратуры и пользователей Instagram, 3D-копировании фресок Дионисия, меценате года, финалистах конкурса паблик-арта и реконструкции Михайловского дворца — в нашей вечерней подборке

Прокуратура Петербурга проверит Эрмитаж после жалоб на выставку Яна Фабра. Как сообщили «Эху Москвы» несколько сотрудников музея, поводом для проверки стали жалобы возмущенных граждан. Радиостанция отметила, что уже до конца этой недели работники ведомства посетят Зимний дворец, где работы Фабра соседствуют с картинами фламандских мастеров. Проверить экспозицию в Главном штабе Эрмитажа ведомство пока не может: там проходит Культурный форум. Выставка знаменитого бельгийца Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» открылась в Эрмитаже 22 октября. Противники современного искусства вскоре нашли ее уязвимое место. Им оказались коты и собаки: в парной инсталляции «Карнавал мертвых дворняг» (2006) и «Протест мертвых бездомных котов» (2007) художник использовал чучела животных на фоне классической голландской и фламандской живописи, в том числе натюрмортов с битой дичью. Музеем сразу было разъяснено: Фабр подбирал трупы на обочине автострад, где были сбиты животные, выброшенные своими хозяевами. Соответствующие залы выставки отмечены возрастной маркировкой 16+, однако эти меры предосторожности не помогли избежать скандала.

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре будут оцифрованы. Об этом сегодня рассказали на секции «Эра 3D. Новая культурная революция» V Санкт-Петербургского международного культурного форума. Займется работами фонд «Пери» Зиявудина Магомедова. Музей фресок Дионисия находится в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области. В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году художником Дионисием. Особенно ценно, что они сохранились до нашего времени без поновлений.

В Москве установят скульптуру Дмитрия Аске «Знание — сила». Она была выбрана лучшей в ходе открытого конкурса паблик-арта «ЗИЛАРТ в городе», проведенного в рамках II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» при поддержке строительной компании «Группа ЛСР». Место для скульптуры будет определено в следующем году после необходимых согласований с городской администрацией. Победитель также получит грант в размере, эквивалентном €2 тыс. Увидеть работы финалистов конкурса можно до 20 декабря в «ЗИЛАРТ Холле» в Москве на улице Автозаводская, д. 22. Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» длилась в московском Манеже всего десять дней, но представила весь цвет стрит-арта — больше полусотни авторов со всего мира. Теперь она поборется за звание лучшей выставки года по версии The Art Newspaper Russia. Вручение премии нашей газеты состоится 2 февраля следующего года.

«Меценатом года» стал основатель бренда Yota Сергей Адоньев. Как отметили в пресс-службе Министерства культуры РФ, Адоньев регулярно участвует в благотворительных проектах, являясь одним из учредителей и жертвователей фонда поддержки «Электротеатра „Станиславский“», генеральным партнером Михайловского театра и действующим членом попечительского совета Политехнического музея. Церемония награждения премией прошла минувшим вечером на Деловой площадке V Санкт-Петербургского международного культурного форума. Всего наградами были отмечены десять филантропов из различных регионов России за поддержку и финансовую помощь проектам, направленным на сохранение культурного наследия страны.

В Третьяковке открылась выставка «Графика стен», которую готовили пять лет. Более 350 графических работ будут выставлены в Лаврушинском переулке до 14 мая. В состав выставки включены лучшие образцы крупнейших храмовых и светских ансамблей XIX — начала XX века, а также эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей. Многие из экспонатов, как отмечается на сайте музея, будут показаны впервые. Хронологически экспозиция открывается произведениями Александра Иванова из цикла «Библейские эскизы», впечатляющего уже своим размахом — около 500 сюжетов. Замыкает же ее малоизвестный сюжет — проект Казанского вокзала в Москве. Подробнее о событии можно прочитать в нашем обзоре трех наиболее интересных выставок недели.

Русский музей в декабре представит новую концепцию реконструкции Михайловского дворца. Об этом на Санкт-Петербургском международном культурном форуме сообщил директор институции Владимир Гусев. В ноябре Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Северной столицы отправил проект на доработку. По мнению экспертов, представленные планы не обеспечивали комфортный доступ в музей для маломобильных граждан. Кроме того, никто из членов совета не увидел необходимости в организации дополнительных этажей во внутреннем дворе дворца. Первые новости о готовящейся перестройке Михайловского дворца появились в прессе в начале этого года. Тогда сообщалось, что перестроены будут оба внутренних двора, и общественность обеспокоило возможное закрытие большей части экспозиции и переезд отделов и фондов музея.

Эрмитаж занял 15-е место в рейтинге музеев мира по количеству сделанных в нем Instagram-снимков. Как сообщает Artnet, самым инстаграмируемым музеем мира стал Лувр: в нем пользователи социальной сети делают больше всего фотографий. На 2-м месте — Метрополитен-музей, на 3-м — Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Интересно, что любовь публики к определенному музею не связана напрямую с количеством официальных подписчиков его страницы в Instagram: их больше всего у MoMA (2 млн поклонников), а Лувр занимает лишь 3-е место (863 тыс. подписчиков). На 15-м месте по фотографируемости — Государственный Эрмитаж (118 тыс. подписчиков, 14-е место), это единственный российский музей, попавший в рейтинг. Среди наиболее популярных локаций, где пользователи Instagram фотографировались и фотографировали, — диснеевские парки развлечений, на 10-м месте в списке — ВДНХ.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+