18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Ираке уничтожен древний зиккурат

Исламские экстремисты сровняли с землей ассирийскую постройку возрастом 2900 лет

Боевики группировки ИГИЛ (запрещенной на территории Российской Федерации) полностью уничтожили одну из самых высоких дошедших до наших дней построек древности. Она находилась на территории древней столицы Ассирии города Нимруд, который 13 ноября освободили правительственные силы Ирака; 2900-летний зиккурат безвозвратно стерт с лица земли.

«Судя по всему, Нимрудский зиккурат снесли бульдозерами, а обломки сбросили в старое русло Тигра», — говорит президент Британского института исследований Ирака Джон Кертис. О случившемся ему сообщили иракские источники еще в начале сентября, но попросили не распространять эту информацию. Несколько дней назад факт уничтожения памятника был подтвержден фотографиями со спутника.

Зиккурат, представлявший собой рукотворный конический холм, был возведен по приказу царя Ассирии Ашшурнасирапала II (883–859 до н.э.) и когда-то служил основанием для уже давно разрушенного храма. В наше время его высота достигала около 50 м, однако изначально он был, вероятно, вдвое выше. Сооружение было облицовано обожженными глинобитными кирпичами, некоторые из них покрывали надписи. Внутренняя кладка была сложена из необожженного кирпича. Остается неясным, почему зиккурат, внутри которого, скорее всего, не было никаких археологических материалов, стал мишенью ИГИЛ, в последние годы уничтожавшей объекты фигуративного искусства.

В начале апреля 2015 года бойцы ИГИЛ разрушили располагавшийся неподалеку северо-западный дворец Ашшурнасирапала II, разбив украшавшие его величественные скульптуры кувалдами и электродрелями, а затем взорвав остатки памятника.

На прошлой неделе в непосредственной близости от Нимруда, расположенного в 30 км к югу от Мосула, шли бои, однако свидетельств о том, что военные действия нанесли дополнительный урон объекту культурного наследия, пока не поступало. Судя по всему, сейчас он находится под контролем правительственных войск.

Первоочередной задачей археологов после освобождения Нимруда правительственными силами Ирака будет его охрана с целью не допустить разграбления. Также принципиально важно провести оценку ущерба, для чего, возможно, придется привлечь зарубежные организации и ЮНЕСКО. Самая трудоемкая и требующая больших временных затрат миссия — тщательно перебрать обломки и определить, что подлежит реконструкции, — если таковые вообще найдутся.

По мнению Кертиса, уничтожение Нимрудского зиккурата равноценно уничтожению северо-западного дворца. Это «самый серьезный ущерб, который ИГИЛ нанесла иракской археологии».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+