18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Ираке уничтожен древний зиккурат

Исламские экстремисты сровняли с землей ассирийскую постройку возрастом 2900 лет

Боевики группировки ИГИЛ (запрещенной на территории Российской Федерации) полностью уничтожили одну из самых высоких дошедших до наших дней построек древности. Она находилась на территории древней столицы Ассирии города Нимруд, который 13 ноября освободили правительственные силы Ирака; 2900-летний зиккурат безвозвратно стерт с лица земли.

«Судя по всему, Нимрудский зиккурат снесли бульдозерами, а обломки сбросили в старое русло Тигра», — говорит президент Британского института исследований Ирака Джон Кертис. О случившемся ему сообщили иракские источники еще в начале сентября, но попросили не распространять эту информацию. Несколько дней назад факт уничтожения памятника был подтвержден фотографиями со спутника.

Зиккурат, представлявший собой рукотворный конический холм, был возведен по приказу царя Ассирии Ашшурнасирапала II (883–859 до н.э.) и когда-то служил основанием для уже давно разрушенного храма. В наше время его высота достигала около 50 м, однако изначально он был, вероятно, вдвое выше. Сооружение было облицовано обожженными глинобитными кирпичами, некоторые из них покрывали надписи. Внутренняя кладка была сложена из необожженного кирпича. Остается неясным, почему зиккурат, внутри которого, скорее всего, не было никаких археологических материалов, стал мишенью ИГИЛ, в последние годы уничтожавшей объекты фигуративного искусства.

В начале апреля 2015 года бойцы ИГИЛ разрушили располагавшийся неподалеку северо-западный дворец Ашшурнасирапала II, разбив украшавшие его величественные скульптуры кувалдами и электродрелями, а затем взорвав остатки памятника.

На прошлой неделе в непосредственной близости от Нимруда, расположенного в 30 км к югу от Мосула, шли бои, однако свидетельств о том, что военные действия нанесли дополнительный урон объекту культурного наследия, пока не поступало. Судя по всему, сейчас он находится под контролем правительственных войск.

Первоочередной задачей археологов после освобождения Нимруда правительственными силами Ирака будет его охрана с целью не допустить разграбления. Также принципиально важно провести оценку ущерба, для чего, возможно, придется привлечь зарубежные организации и ЮНЕСКО. Самая трудоемкая и требующая больших временных затрат миссия — тщательно перебрать обломки и определить, что подлежит реконструкции, — если таковые вообще найдутся.

По мнению Кертиса, уничтожение Нимрудского зиккурата равноценно уничтожению северо-западного дворца. Это «самый серьезный ущерб, который ИГИЛ нанесла иракской археологии».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+