18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

О метро с излишествами

№47
Материал из газеты

Книга «Московское метро: Подземный памятник архитектуры» больше чем каталог выставки,прошедшей в Музее архитектуры, — это монументальный архив

Московское метро, кажется, изучено досконально — как главный материальный памятник советского времени, как утопический образ светлого будущего и сборник архитектурных цитат. Книгу, изданную к выставке Московское метро — подземный памятник архитектуры, многое роднит с ее героем: здесь так же все монументально и фундаментально, с большим количеством цитат и повторов.

Поскольку только статей в книге 13: об идеологии, инженерных особенностях, истории, современном состоянии и потребности в реставрации, о «полистилизме сталинской неоклассики» и даже о «советском метро как имиджевом проекте», то повторы фактов и оценок неизбежны. Вроде фразы «Московское метро — подземный памятник архитектуры показывает, как советские архитекторы решали такую сложную и новую для них задачу, как подземная архитектура», встреченной в одной из статей.

Ну и конечно, есть текст о метро в годы Великой Оте­чественной войны — как же без героизма в издании, получившем финансирование в рамках федеральной целевой программы Культура России (2012–2018 годы)!

После теоретического идет блок персоналий — 54 главы, посвященные разным станциям. Естественно, больше всего места отдано первым четырем очередям, но в последней главе представлено семь станций из множества построенных после 1955 года. К сожалению, там нет эффектной Римской с ее намеренным постмодернизмом. Постсталинской стилистике метрополитена посвящена глава Ирины Чепкуновой Путь к модернизму: от 1960-х к 1980-м.

Последний смысловой раздел состоит из воспоминаний современников и участников проектирования Московского метрополитена.

Среди них встречаются забавные: «В это время в Москву из Киева был переведен на повышение Н.С.Хрущев. Началась Москва „киевского периода“, как шутили тогда. Узнав, что родную станцию „Киевская“ делает москаль, Хрущев возмутился и срочно пригласил киевских архитекторов для этого проекта» (Александр Великанов).

Подобных веселых сведений в книге, впрочем, мало, она ведь о серьезном — о памятнике, да еще подземном, так что о монументальном — монументально. Время, когда можно было писать о сталинской архитектуре захватывающе и остроумно, как это сделал Владимир Паперный в Культуре два, прошло. Эта книга-каталог богато иллюстрирована, прежде всего фотографиями разных лет, на которых видно, что Москва подземная в исторической части сохранилась куда лучше наземной. Той дорогой столицы, где памятники архитектуры исчезают на глазах у не устающей изу­мляться публики. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+