18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

О метро с излишествами

№47
Материал из газеты

Книга «Московское метро: Подземный памятник архитектуры» больше чем каталог выставки,прошедшей в Музее архитектуры, — это монументальный архив

Московское метро, кажется, изучено досконально — как главный материальный памятник советского времени, как утопический образ светлого будущего и сборник архитектурных цитат. Книгу, изданную к выставке Московское метро — подземный памятник архитектуры, многое роднит с ее героем: здесь так же все монументально и фундаментально, с большим количеством цитат и повторов.

Поскольку только статей в книге 13: об идеологии, инженерных особенностях, истории, современном состоянии и потребности в реставрации, о «полистилизме сталинской неоклассики» и даже о «советском метро как имиджевом проекте», то повторы фактов и оценок неизбежны. Вроде фразы «Московское метро — подземный памятник архитектуры показывает, как советские архитекторы решали такую сложную и новую для них задачу, как подземная архитектура», встреченной в одной из статей.

Ну и конечно, есть текст о метро в годы Великой Оте­чественной войны — как же без героизма в издании, получившем финансирование в рамках федеральной целевой программы Культура России (2012–2018 годы)!

После теоретического идет блок персоналий — 54 главы, посвященные разным станциям. Естественно, больше всего места отдано первым четырем очередям, но в последней главе представлено семь станций из множества построенных после 1955 года. К сожалению, там нет эффектной Римской с ее намеренным постмодернизмом. Постсталинской стилистике метрополитена посвящена глава Ирины Чепкуновой Путь к модернизму: от 1960-х к 1980-м.

Последний смысловой раздел состоит из воспоминаний современников и участников проектирования Московского метрополитена.

Среди них встречаются забавные: «В это время в Москву из Киева был переведен на повышение Н.С.Хрущев. Началась Москва „киевского периода“, как шутили тогда. Узнав, что родную станцию „Киевская“ делает москаль, Хрущев возмутился и срочно пригласил киевских архитекторов для этого проекта» (Александр Великанов).

Подобных веселых сведений в книге, впрочем, мало, она ведь о серьезном — о памятнике, да еще подземном, так что о монументальном — монументально. Время, когда можно было писать о сталинской архитектуре захватывающе и остроумно, как это сделал Владимир Паперный в Культуре два, прошло. Эта книга-каталог богато иллюстрирована, прежде всего фотографиями разных лет, на которых видно, что Москва подземная в исторической части сохранилась куда лучше наземной. Той дорогой столицы, где памятники архитектуры исчезают на глазах у не устающей изу­мляться публики. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+