The Art Newspaper Russia
Поиск

Бразильское искусство уповает на заграничных ценителей

Страна переживает не лучшие времена. Смогут ли зарубежные коллекционеры и музеи поддержать художественный рынок Бразилии?

Состоявшиеся в августе Олимпийские игры в Рио всколыхнули Бразилию, однако теперь внимание общества вновь переключается на повседневные заботы. Семь лет назад страна вытянула счастливый олимпийский билет, но за это время она прошла путь от сырьевого бума до коррупционного тупика. Это сказалось и на забуксовавшем художественном рынке: некоторые галереи объявили о том, что их бизнес сократился на треть. Несмотря на это, международное признание бразильских художников — в частности, заметное место, отведенное им в новом пространстве лондонской Тейт Модерн, — «это повод для радости», считает директор Galeria Fortes Vilaça в Сан-Паулу Марсия Фортис. Пока местный рынок чувствует себя неуверенно, ее галерея, как и все остальные, надеется на иностранных покупателей. В этом году она принимает участие в восьми зарубежных ярмарках вместо обычных пяти.

Масштаб трудностей понимают все. В 2015 году программа поддержки бразильского искусства за рубежом Latitude опубликовала отчет о работе 40 местных галерей, из которого видно, что в 2014 году 85% их доходов пришлось на Бразилию, а 73% общего объема продаж им обеспечили частные бразильские коллекционеры. Но авторы отчета отметили и рост числа покупок, совершаемых зарубежными клиентами, в том числе такими как Тейт, Музей современного искусства (МоМА) и Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Некоторые иностранные галереи уже давно заинтересовались бразильскими художниками: Alison Jacques Gallery с 2010 года представляет наследие Лижии Кларк, а отношения галереи Lehmann Maupin с Адрианой Варежан завязались еще в 1990-е. Но сейчас к ним присоединяются крупнейшие игроки художественного мира. Gagosian Gallery планирует провести в Риме персональную выставку Варежан, а Hauser & Wirth, которая уже работает с произведениями Миры Шендель, организует первый показ Лижии Папе в Лондоне. Директор этой галереи Грэм Стил уверен в том, что бразильский рынок восстановится, но его «главным образом» интересуют зарубежные коллекции. «Очень важно показывать этих влиятельных художников, ведь за пределами кураторского мира они известны значительно меньше, чем „американская“ история Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Парижа, Рима и Берлина, — говорит он. — Сейчас самый подходящий момент переписать историю заново».

Приверженность модернизму

Директор Galeria Luisa Strina в Сан-Паулу Мария Кирога отмечает: «В последние годы мы наблюдаем рост интереса к, так сказать, художникам периферии».

Очередным доказательством давней приверженности Бразилии модернизму служит тот факт, что ее художники включены в новую экспозицию Тейт Модерн и завоевывают все больше места в коллекциях таких музеев, как МоМА, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, парижский Центр Помпиду и Институт искусств Чикаго.

В 1922 году радикальные художники провели в Сан-Паулу неделю современного искусства; вскоре после этого была основана «Группа пятерых», во главе которой стояли Тарсила ду Амарал и поэт Освалд де Андраде, призывавший в своем эссе 1928 года Manifesta Antropófago (Каннибальский манифест) к смешению бразильских традиций с зарубежным искусством. Идея «культурного каннибализма» сыграла в бразильской художественной среде важную роль: сам Андраде признавался, что его вдохновило творчество Амарал; в 2017–2018 годах МоМА и Институт искусств Чикаго посвятят этой художнице выставку (в начале 1930-х годов персональная выставка Тарсилы ду Амарал с успехом проходила в ГМНЗИ в Москве. — TANR).

Тем временем галерея Тейт сосредоточила свое внимание на следующем периоде истории бразильского искусства — 1950–1960-х годах, эпохе возникновения Биеннале в Сан-Паулу и архитектурных экспериментов Оскара Нимейера и Лины Бо Барди. В состав лондонской выставки под названием Вид со стороны Сан-Паулу вошли произведения Шендель, Кларк, Папе и Элиу Ойтисики; последнему даже посвящен отдельный зал. А в 2017-м в нью-йоркском музее Метрополитен-Бройер пройдет выставка Лижии Папе.

Новое поколение

Даже мрачные годы военной диктатуры (1964–1985) в Бразилии дали рождение ряду таких важных художников, как Тунга или Сильду Мейрелис; у последнего тоже есть собственный зал в Тейт, а гигантская инсталляция ветерана многочисленных биеннале Тунги демонстрировалась на Art Basel вскоре после его смерти, этим летом.

Сегодня мы наблюдаем появление нового поколения художников: Эрнесту Нету, Вик Мунис, Беатрис Мильясес, Адриана Варежан и Риване Нойеншвандер, работы которых регулярно демонстрируются за рубежом. В экспозиции Между объектом и архитектурой представлены произведения скульптора Жака Лейрнера, также входящего в эту группу. «Раньше нас считали своего рода параллельной историей искусства, немного в том духе, как аукционные дома устраивают отдельные торги латиноамериканского искусства, — признается Фортис. — Но, когда видишь [работы] Жака Лейрнера в Тейт рядом с Брюсом Науманом, это настоящий повод для радости».

Просмотры: 2617
Популярные материалы
1
Билл Виола: медленно, серьезно, возвышенно
Выставка «Билл Виола. Путешествие души» в Пушкинском состоит из работ 2000–2014 годов. Но художник начал работать с видео гораздо раньше, когда мало кто предполагал, что техническая новинка пригодна для серьезного искусства. Виола доказал это.
01 марта 2021
2
Замужем за метафизикой
Раису Гуревич-Кальца, известного специалиста по древнеримской скульптуре, можно узнать на многих картинах Джорджо де Кирико, хотя сам художник вычеркнул русскую жену из своей биографии.
03 марта 2021
3
Глазами поколения Y: какое оно, искусство тридцатилетних?
Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» в Русском музее построена исключительно на работах петербургских художников.
04 марта 2021
4
Мунк оказался самокритичным
Благодаря инфракрасному сканированию удалось установить, что фраза «Такое мог нарисовать только сумасшедший» на полотне «Крик» написана почерком художника.
01 марта 2021
5
Как будто хозяин вышел за хлебом: Музей архитектуры готов к реставрации дома Мельникова
Цветовые решения, примененные архитектором Константином Мельниковым при создании своего дома, шедевра авангарда, постараются восстановить.
05 марта 2021
6
Павильон России в Венеции зазеленеет
К открытию XVII Архитектурной биеннале в мае исторический выставочный павильон будет реконструирован. И это далеко не впервые. Рассказываем, какие трансформации здание пережило за свой век.
02 марта 2021
7
Первый приз Zverev Art Prize составит 1 млн рублей
Музей AZ учредил конкурс в честь юбилея Анатолия Зверева.
03 марта 2021
8
Ввозить и вывозить: границы после Brexit
Переходный период по выходу Великобритании из ЕС завершился. Арт-дилеры, аукционисты и перевозчики рассуждают, как это отразится на покупателях искусства из разных стран.
01 марта 2021
9
Как полюбить окраины и продолжать быть эстетом
Издание «На районе» впервые — на примере Москвы и Вены — формулирует тему спальных кварталов как одну из центральных в современной культуре.
05 марта 2021
10
В Никола-Ленивце ударят искусством по коронавирусу
В роли объекта, который по уже 20-летней традиции сожгут на Масленицу в арт-парке, выступает замок корона-людоеда.
03 марта 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru