The Art Newspaper Russia
Поиск

Филипп Паррено: «Некоторые элементы происходящего придуманы не мной, а бактериями»

Открывшаяся выставка французского художника в Турбинном зале лондонского музея Тейт Модерн — это «гезамткунстверк» с участием бактерий, звуков, парящих рыб и даже чревовещательницы

AP/ТАСС

AP/ТАСС

За три десятилетия плодотворной работы французский художник Филипп Паррено сделал себе имя на сотрудничестве не только с художниками, но и со специалистами из множества различных областей, в том числе кинематографии, музыки, анимации, звукозаписи и науки, исследуя и предлагая переосмыслить наши представления о том, как можно или даже как следует воспринимать искусство. Для него выставка сама по себе является произведением искусства и средством выражения, и в своем проекте для Турбинного зала Тейт Модерн он развивает эту идею с особым размахом. Эта непредсказуемая, бурлящая событиями среда, получившая название «Когда угодно», превращается в многоплановый, многоуровневый «гезамткунстверк»* постоянно меняющихся звука, света и тени, дополненных парящими воздушными шарами в форме рыб, подвижным раскачивающимся лесом свисающих динамиков и то внезапно появляющимся, то также внезапно исчезающим экраном, на котором демонстрируется видео с бактериями, каракатицами и лондонской чревовещательницей Ниной Конти.


The Art Newspaper: Однажды вы назвали Турбинный зал «общественным парком». Стало ли это представление о нем как о пространстве, используемом множеством людей в течение дня, отправной точкой для вашей работы?

Филипп Паррено: Я хотел использовать то обстоятельство, что доступ в это пространство бесплатный и что это место, где люди отдыхают, играют, едят и собираются вместе, где с утра до вечера происходят самые разные вещи. Я воспринимаю его как место, где время может свободно парить и вещи могут появляться и исчезать — такова его структура, это по сути своей временной проект. Еще я думаю о нем как об автомате, который работает в восьмичасовом режиме, открываясь в десять и закрываясь в шесть. С открытием дверей автомат просыпается и начинает движение, а когда солнце заходит и света становится меньше, возникает совсем другая атмосфера. Он всегда разный, и его не воспроизвести в другом месте.

Из чего возник проект «Когда угодно»?

Из понятия «свободно парящего внимания». Этот термин использовали психоаналитики в 1970-х годах (для описания особого состояния ума, которое необходимо психоаналитику для того, чтобы правильно следовать за рассказом пациента, что соответствует предъявляемому пациенту требованию свободного ассоциирования. — TAN). Эта идея свободно парящего внимания, парящего времени и парящего пространства привела меня к идее «Когда угодно» (от староанглийского слова anywhen, которое использует писатель Джеймс Джойс). Мне нравится, что это не какое-то определенное время, что оно подвижно, оно парит.

Пространство заполняется сразу несколькими звуковыми слоями, от шумов окружающей среды, звучащих не только внутри, но и вокруг здания, до музыки, которую специально для вашей работы и для Турбинного зала написали лондонский коллектив Factory Floor, американский музыкант Роберт Лоу, известный под псевдонимом Lichens, и французский композитор и продюсер DJ Agoria.

Мне нравится работать с людьми, кроме того, я попытался прислушаться и к шумам, звучащим внутри здания и вокруг него, поэтому я расставил микрофоны, улавливающие звуки улицы и пролетающих самолетов. Так что время от времени здание становится акустически прозрачным, и звуковой пейзаж, как и городские волны, входит и выходит из него.

Есть еще один элемент — надувные рыбы, свободно парящие по залу.

Да, это все виды рыб, которые водились в Темзе. Некоторые из них уже вымерли, некоторые по-прежнему живут в реке, а некоторые совсем недавно вернулись; это призраки.

Описывая то, как вы работаете и делаете выставки, вы использовали в качестве метафоры идею гамелана, традиционного индонезийского оркестра. Применима ли она и в данном случае?

Да. Гамелан — это совокупность различных ударных инструментов, каждый из которых важен сам по себе, но при этом, собираясь вместе, они становятся единым инструментом. В этом оркестре участвует много музыкантов, а руководит им один человек — даланг, своего рода духовный лидер, который дирижирует и управляет ансамблем. На мой взгляд, это хорошее определение художественного произведения, которое может занимать пространство само по себе, которое вполне декоративно, но в то же время, когда оно соединяется с другими произведениями, оно вновь становится перформативным.

Правда ли, что на роль даланга, управляющего всеми элементами «Когда угодно», вы назначили колонию бактерий? Трудно поверить, что биореактор с микроорганизмами внутри может служить живым центром управления целой выставкой.

Впервые я опробовал это на выставке у Барбары Глэдстоун в апреле этого года в Нью-Йорке. В ее основу легли эксперименты над бактериями в биореакторе, которые я проводил вместе с учеными в Париже. Все прошло удачно, и я подумал, что и для Тейт можно сделать нечто подобное. Мне понравилась идея, что колония бактерий фактически может контролировать окружающую нас среду и воздействовать на такое огромное пространство, как Турбинный зал. Так что некоторые элементы происходящего придуманы не мной, а бактериями, которые контролируют окружающую среду, реагируя на информацию, поступающую из нее. И эти вещи происходят не потому, что я их разработал или контролирую, а потому, что они происходят в царстве бактерий. Еще мне нравится, что, несмотря на то, что на биореакторы можно посмотреть (они стоят в небольшой комнате за Турбинным залом), все равно это своего рода фикция, ведь нам остается только поверить, что там что-то происходит.

Среди других непредсказуемых (и возможно, вызываемых бактериями) элементов этого проекта — временный кинотеатр с внезапно спускающимся с потолка экраном, на котором демонстрируется видео с макросъемкой бактерий, с каракатицами и с лондонской чревовещательницей Ниной Конти, которая зачитывает написанный вами сопроводительный текст.

Каракатицы — потрясающие создания, именно так я представляю себе инопланетян. Они меня завораживают: они меняют цвета и могут быстро приспосабливаться к новым условиям. У меня в студии живет несколько каракатиц, я снимаю их на видео и пытаюсь установить с ними контакт. Нина выступает в роли повествователя в фильме, зачитывая цикл текстов о наших отношениях с природой, написанных мной несколько лет назад. Мне показалось очень интересным увидеть, как человек говорит об этих существах, но при этом не шевелит губами и не раскрывает рот. Это выглядит очень странно и механистично. Это такой способ работать с человеческим и не человеческим. Нина — повествователь, который ставит саму человечность под вопрос.

Тейт Модерн
Hyundai Commission: Филипп Паррено
До 2 апреля 2017

Материалы по теме
Просмотры: 2479
Популярные материалы
1
Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку
«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске.
17 октября 2019
2
Тридцать номинантов Премии Кандинского во всей красе
Выставка художников, попавших в лонг-лист 12-й Премии Кандинского, открылась в Московском музее современного искусства. Она интересна, хорошо сделана и позволяет понять, за что и почему в лидеры вышли именно эти номинанты.
14 октября 2019
3
В церкви Благовещения в Санкт-Петербурге обнаружены ранее неизвестные росписи
Выполненные маслом по штукатурке в первой трети XIX века, росписи открыты в ходе реставрационных работ в нижнем храме церкви Благовещения на Васильевском острове. По мнению специалистов, подобной живописи нет ни в одном из храмов Петербурга.
17 октября 2019
4
«Вам, вероятно, будет непросто»: что ждет посетителей МоМА после открытия 21 октября
Нью-йоркский Музей современного искусства завершил реконструкцию стоимостью почти полмиллиарда долларов.
14 октября 2019
5
Третьяковская галерея сняла спорную картину с выставки Поленова
Музей пригласил специалистов из Национального музея Чеченской Республики для изучения вопроса.
18 октября 2019
6
Как библиотекарю собрать коллекцию?
Сегодняшним коллекционерам скромного достатка остается только мечтать об условиях, в которых собирала свою коллекцию чета Фогелей.
15 октября 2019
7
Падение на рынке искусства и способы его исправить
На ежегодной конференции Deloitte в Монако представили годовое исследование «Искусство и капитал» и подтвердили потенциал блокчейна.
16 октября 2019
8
Маурицио Каттелан: «У меня сложные отношения с искусством, но пока что это самые долгие отношения в моей жизни»
Выставка Маурицио Каттелана, известного своими провокационными работами, открылась в неожиданном месте — в британском дворце Бленхейм, поместье герцогов Мальборо. Еще более неожиданным стало похищение с выставки одной из работ — золотого унитаза.
14 октября 2019
9
В Вене Караваджо и Бернини вступают в диалог
На выставке в Музее истории искусств представлено 70 произведений живописи и скульптуры, включая неизвестные публике бронзовые головы работы Бернини, когда-то украшавшие его карету.
15 октября 2019
10
Кандинский и искусственный интеллект: выставки российского искусства открылись в Саудовской Аравии
Они проходят в Культурном центре имени короля Фахда в рамках программы «Культура России в Эр-Рияде»
15 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru