The Art Newspaper Russia
Поиск

XXVIII Биеннале антикваров открылась в Париже

XXVIII Биеннале антикваров в Гран-пале. Фото: Biennale des Antiquaires

XXVIII Биеннале антикваров в Гран-пале. Фото: Biennale des Antiquaires

В Париже в Гран-пале начала работу XXVIII Биеннале антикваров. В скором времени крупнейшая антикварная ярмарка Франции поменяет формат: с 2017 года она будет проходить ежегодно, — и новое руководство намерено вернуть ей престиж среди профессионалов арт-рынка и коллекционеров. В качестве специального гостя в биеннале 2016 года участвует Эрмитаж с выставкой декоративно-прикладного искусства «Век французской элегантности. Шедевры XVIII века».

«У меня уже есть информация о хороших сделках, и ряд продаж должен быть подтвержден в ближайшее время. Несмотря на сложный экономический контекст и социальную напряженность, качество биеннале этого года отмечают все коллекционеры и профессионалы», — заявил TANR президент Национального синдиката антикваров (SNA) Доминик Шевалье. Впрочем, в дни открытия ярмарки новому патрону французских маршанов ничего не остается, кроме как защищать и хвалить свое детище.

Скандалы, один неприятнее другого, преследуют парижскую биеннале. Накануне прошлого выпуска в результате междоусобиц в местном антикварном сообществе пост президента SNA потерял Кристиан Дейдье. Вместе со своими сторонниками экс-глава синдиката и специалист по древнекитайскому искусству уже организовал салон диссидентов — биеннале Rendez-vous в районе Сен-Жермен-де-Пре. Однако массового исхода антикваров не случилось. Напротив, число участников Биеннале антикваров 2016 года возросло до 124 галерей, что на 40% больше, чем в 2014-м. Новички полны энтузиазма. «Париж — это новый Маастрихт! На месте TEFAF я бы начал волноваться», — говорит португальский дилер, специализирующийся на декоративном искусстве, Педру Агиар Бранку (галерея ARPAB). На его стенде можно было обнаружить небольшое бюро рубежа XVII–XVIII веков из редких по тем временам материалов: корпус — из панциря черепахи, внутри — слоновая кость, а на крышке — портрет императрицы Екатерины I. Предположительно, это был либо подарок, либо ее приобретение во время путешествия по Европе. Цена €140 тыс., однако покупателей среди гостей вернисажа не нашлось.

«С едой и напитками вход запрещен. Вся мебель XVIII века и вся подлинная» — это объявление при входе на стенд галереи Steinitz, одной из немногих, кто рискнул выставить на нынешнюю биеннале мебель, оказавшуюся в центре набирающего обороты скандала о поддельных стульях XVIII столетия. Они были проданы в том числе в коллекцию Версаля. Главными фигурантами судебного разбирательства стали ветераны парижской арт-сцены, чья репутация никогда не ставилась под сомнение, — галереи Kraemer и Didier Aaron, точнее, ее многолетний эксперт Билл Палло. Обе галереи были исключены из списка участников, чтобы не дискредитировать «биеннале перемен». Впрочем, Бенжамен Стейниц, у которого в день вернисажа был аншлаг, говорит, что его этот скандал не затронул: «Я очень доволен началом и счастлив, что есть умные, образованные коллекционеры, которые ценят честно работающих людей. Еще накануне, на гала-ужине я продал очень важное кресло XVIII века за более чем €500 тыс., и вы видите, в каком оно состоянии — почти ничего не осталось, кроме каркаса!»

Стульев, кресел и комодов Людовиков на всех не напасешься: рынок действительно истощился, поэтому сегодня на биеннале все больше представлено декоративное искусство XX века. Богат на архитектурные мебельные шедевры 1940–1950-х стенд парижской галереи Downtown. Среди прочих — большой низкий стол Шарлотты Перриан в форме дельтаплана (1951, €1,2 млн). Если еще четыре года назад Селин и Фабьен Мативе (галерея Mathivet) выставляли в Гран-пале одну единственную работу в рамках коллективной экспозиции молодых галеристов, то сегодня у них целый стенд — можно жить, здесь даже комнаты есть: в одной — зеркало Альберто Джакометти (от €200 тыс.), в другой — настенная лампа-бабочка 1925 года из бестиария Армана Альбера Рато, любимого автора Жанны Ланван (от €100 тыс.). А чтобы увидеть уникальные шедевры прикладного искусства XX века государственного значения, стоит заглянуть на выставку Mobilier National. Со специальной выставкой «Век французской элегантности. Шедевры XVIII века» участвует и Государственный Эрмитаж. Доминик Шевалье особенно гордится этим проектом, так как многие вещи, созданные французскими мастерами по заказу русского двора, с тех пор на родине не появлялись. Из исключительных произведений — недавно отреставрированная «Чесменская чернильница» Екатерины II, табакерка с портретами Людовика XV и Марии Лещинской и серебряная курильница Пьера Филасье 1628 года. Еще одна выставка посвящена часам. До Парижа наконец-то доехала историческая экспозиция «Покорение времени», подготовленная Фондом высокого часового искусства. Шаг за шагом она рассказывает об эволюции часов, и это единственная возможность увидеть в этом году в Гран-пале произведения больших часовых и ювелирных домов, таких как, например, Cartier или Piaget.

Разрыв с грандами с Вандомской площади стал еще одним ударом для нового руководства биеннале. Доминик Шевалье предложил им уместиться на меньшей площади (в 2014 году рядом с 250-метровым стендом Сartier даже самый большой стенд галереи выглядел бедным родственником) и за цену в разы выше, чем платят антиквары. Их эти условия не устроили. «Без ювелиров лучше: спокойнее и меньше случайной публики». «Все-таки их клиенты, а это небедные люди, заглядывали к нам на стенд, и с ними можно было работать». Такие полярные мнения звучали в день вернисажа. В этом году в биеннале участвует всего четыре ювелирных дома против рекордных 14 в прошлом выпуске: швейцарские ювелиры в шестом поколении Boghossian, их соседи по Женеве De Grisogono, Синди Чао с Тайваня и Нирав Моди из Индии.

Консерваторы своего добились. Даже на уровне декораций антиквары теперь в центре внимания биеннале. Дизайнер Натали Криньер, известная московской публике по выставкам «Диор: под знаком искусства» и «Ле Корбюзье. Тайны творчества» в ГМИИ им. Пушкина, придумала впечатляющую зеркальную сердцевину, в которой отражается стеклянный неф Гран-пале, вокруг нее расположились антикварные гранды, а по нескольким лучам-аллеям — остальные участники биеннале. Никаких широких бульваров и красных дорожек, ведущих к ювелирам.

«В этом году очень красивое оформление. Оно спокойнее, но в то же время элегантное и более продуманное. Гала-ужин прошел на высоте: было немало представителей американских музеев, англичан, швейцарцев — в основном, конечно, европейцы. Русских я не заметил, — рассказывает Матье де Бейзе, эксперт по старинному рисунку в третьем поколении самой авторитетной парижской галереи в этом секторе De Bayser и член Национального синдиката антикваров. — Я был среди сторонников ежегодного проведения ярмарки. В условиях нынешней конкуренции иначе не выжить. Слово „биеннале“ абсолютно точно сохранится в названии — это бренд, но, видимо, придется что-то добавить. По-моему, биеннале движется в правильном направлении: в этом году много классической живописи. А скандалы в художественном мире — дело привычное вот уже несколько веков. Куда без них?»

Позиции европейских старых мастеров заметно укрепил батальон специализированных галерей с салона Paris Tableau, который теперь слился с биеннале. Всего около 30 стендов с традиционной живописью и рисунком, реже со скульптурой, всех школ и направлений, тогда как в 2014 году их было втрое меньше. Работы стоимостью в несколько десятков тысяч евро уходили довольно быстро. Например, рисунок Эдгара Дега у De Bayser за €30 тыс. или немногим дороже акварель Франсуа Буше (Étude de tête d’homme coiffé d’un turban turc, 1745) у галереи Alexis Bordes. К произведениям подороже коллекционеры присматриваются тщательнее. Это касается, например, живописи караваджистов, обильно представленной на нынешней биеннале. Видимо, сыграла свою роль выставка, посвященная Роберто Лонги, которая недавно прошла в Париже. За «Христа, с которого срывают одежды» Томмазо Салини, одного из врагов Караваджо, которого тот обвинял в бессовестном плагиате, парижский галерист Франк Больм просил €90 тыс. На вернисаже были только интересующиеся. «Дело не в скандалах, работу такого уровня подделать крайне сложно, — объясняет господин Больм, — проблема в экономической и социальной ситуации. Кризис во Франции сильно ударил по высшему среднем классу, а это основные покупатели классической живописи. Нувориши ее не покупают, им хочется современного искусства, потому что там все гораздо проще: либо нравится, либо нет. А тут нужно иметь базу, знать классическую культуру, считывать библейские и мифологические сюжеты».

В этом плане показательно выглядит стенд галереи De Jonckheere (Женева, Париж), которая одним выстрелом решила убить сразу двух зайцев. В одной части — последователи Босха (девять картин XVI века, в том числе «Искушение святого Антония» предположительно Яна Мандейна стоимостью около €800 тыс.) и подборка фламандцев XVI–XVII веков во главе с Питером Брейгелем Младшим. А за стеной — XX век во всей красе: Лучо Фонтана со своими прославленными «Пространственными концепциями», Микеланджело Пистолетто с излюбленной темой человека, повернутого к зрителю спиной, и Жан Дюбюффе, но не с цветными ассамбляжами, от которых на арт-ярмарках нет отбоя, а с тяжелой фактурной картиной Texturologie XXXV (1958).

Биеннале антикваров молодеет, это видно невооруженным глазом, к этому стремится и новое руководство. Сегодня искусство XX века с акцентом на модернизм представляют около 20% галерей. После шести лет отсутствия в Париж вновь приехала самая известная галерея из Монреаля Landau Fine Art. По такому случаю канадцам выдали один из лучших стендов, прямо на центральном входе в Гран-пале, а те пустили в ход тяжелую арт-артиллерию: с полсотни картин Пабло Пикассо, Анри Матисса, Эдгара Дега, Фернана Леже, Жоана Миро, Жана Дюбюффе, Василия Кандинского, Джорджо Де Кирико, Марка Шагала и две уникальные скульптуры — как утверждают в галерее, самые большие из когда-либо созданных этими авторами — деревянный всадник L’idea del cavaliere (1956) Марино Марини и фигура-глыба из черного мрамора Reclining figure (1977) Генри Мура. За последнюю Роберт Ландау, встречавший гостей в дверях, просил более €30 млн. В день вернисажа желающих не нашлось. Да и вид у галериста был скучающий: «Американцев немного, это правда, но есть хорошие французские коллекционеры, испанцы, итальянцы. Кто что покупает и за сколько — не скажу. Делать выводы пока рано. Посмотрим, как пойдет, потом будем решать, приезжать ли на будущий год». Но, судя по красным точкам, которые в пятницу вечером появились только у Джино Северини (Le joueur de trombone, 1914 и 1916), ажиотажа не было.

Из новых участников — барселонская галерея Mayoral Galeria, сильный эксперт по живописи и рисунку 30–70-х годов XX века. В Гран-пале она дебютировала с любопытной экспозицией «Революционное искусство» — оммажем испанскому павильону на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Среди борцов с режимом Франко — главные художники-революционеры Жоан Миро и Пабло Пикассо (картины конца 1960-х) и Александр Колдер с двухметровой «скалой»-стабилем (Crag with yellow boomerang and red eggplant, 1974, от €4 млн).

Тематический стенд составил и Даниель Темплон, один из влиятельнейших французских галеристов, с именем которого принято связывать начало поп-арта в Париже. Завсегдатай FIAC, в Биеннале антикваров он участвует впервые. Повод — 50-летие его галереи Daniel Templon. Темплон выставляет и звезд местной арт-сцены конца 1960-х (парижский итальянец Валерио Адами, новые реалисты Арман и Сезар), и уже признанных к тому моменту классиков, как, например, Ив Кляйн. Его синяя скульптура на золотом фоне, воспроизводящая обнаженный торс главного французского бунтаря 1960-х художника Марсиаля Райса, — работа, вошедшая во все учебники по истории послевоенного искусства, — предлагалась за €1 млн. После вернисажа она так и осталась не купленной.

Также новичок биеннале, лондонская галерея с русскими корнями Aktis сделала ставку на представителя новой Парижской школы Зао Ву-Ки. А вот завсегдатай биеннале галерея Applicat-Prazan исправно продает русского француза Николя де Сталь. В первый же вечер его Maison à Gentilly (1952) и Composition claire (1951) ушли не менее чем за €1,8 млн. Был интерес и к Пьеру Сулажу (также работа 1950-х годов, около €3 млн), но на вернисаже она пока не нашла своего покупателя. К слову, еще пару лет назад вход на биеннале французскому абстракционисту был заказан: прежнее руководство живых художников к участию не допускало.

Биеннале антикваров в Париже продлится до 18 сентября.

Материалы по теме
Просмотры: 2491
Популярные материалы
1
Энгелина Смирнова: «Икона — не только молельный образ»
Древнерусское искусство в последнее время становится темой публичного обсуждения только в катастрофических или сенсационных случаях. Энгелина Смирнова, уважаемый ученый и университетский преподаватель, дает этой ситуации компетентный комментарий.
09 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
5
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
В испанском монастыре порвалось упавшее со стены «Распятие» Тициана
Полотно XVI века сразу же отправили на реставрацию, содействие которой окажут специалисты Музея Прадо.
09 октября 2018
8
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru