The Art Newspaper Russia
Поиск

Хозяйке на заметку. Русский музей приглашает всех к обеду

Более 300 экспонатов рассказывают о теме еды в отечественном искусстве.

Русский музей любит тематические выставки. Если про праздники, то Праздники по-русски: из запасников достается все на эту тему — и выставка из 250 экспонатов готова. Если про двери и ворота, то, как поясняет пресс-релиз, «выставка призвана раскрыть многообразие смыслов и значений, которые изображения врат и дверей — одного из важнейших мотивов отечественной и мировой художественной культуры — приобретали на разных этапах ее развития». Теперь кураторы музея добрались и до еды, пригласив, так сказать, всех к обеду. Выставка, включающая около 300 произведений, так и называется — Приглашение к обеду.

Вообще, художники стали об ращаться к теме еды еще в XV веке, потом появился жанр натюрморта — и пошло-поехало. Картины с едой, охотничьими трофеями часто украшали дома богатых особ. Кулинарный дискурс не оставляет современных художников и поныне. В пресс-релизе к выставке читаем: «Тема еды была чрезвычайно популярна у отечественных художников XVIII–XXI веков, однако ни когда не становилась предметом отдельной выставки». На самом деле несколько лет назад куратор и арт-деятель Ольга Лопухова в московском фонде «Эра» собрала практически все произведения концептуалистов и других актуальных художников на гастрономическую тему: живопись, инсталляции, видеоработы, перформансы «Синих носов», АЕС + Ф, Сергея Воронцова, Cергея Логвина, Алексея Политова и Марии Беловой, Юрия Шабельникова и других. У Русского музея, безусловно, иные задачи и другие произведения. Цель выставки — показать все, что связано с гастрономией в России с XVII и до XXI века: картины, посуду, гобелены, меню.

Это некий исторический экскурс, в ходе которого узнаешь много интересного: в какой посуде, что, где, как, в какое время года употребляли пищу разные слои населения в России. Чарочки, ковшики, рушники, перечницы, гравюры на тему обедов в Грановитой палате — XVII век; доски пряничные, сервизы, царская посуда, картины Константина Маковского и Александра Вишнякова — XVIII век; кринки, чайники, кофейники, туески — XIX век; меню званых обедов от Александра Бенуа, Ивана Билибина, Виктора Васнецова, фото c трапезничающими Львом Толстым, Ильей Репиным, картины Натана Альтмана, Наталии Гончаровой (не вся уехала в Третьяковскую галерею на персональную выставку, гастрономическими сюжетами Русский не поделился), Петра Кончаловского, Михаила Шемякина — XX век; живопись и объекты современных художников Натальи и Марии Арендт, Игоря Пестова, Александра Флоренского, Михаила Хазина, Петра Швецова, Алексея Штерна — XXI век.

К выставке выпустили красочный 200-страничный каталог. Помимо произведений с выставки, в нем приведена краткая история русской гастрономии с разъяснениями, что есть голландский соус, например, или фондю. Есть и рецепты (сбитня, кулебяки, тюри с луком), советы по сервировке стола и правильного чередования вин — такая смесь каталога, истории кулинарии, «хозяйке на заметку» и поваренной книги. Вступительные статьи, помимо известных историков кулинарии четы Сюткиных, написала арт-критик Екатерина Андреева. На этот раз выступив в качестве критика и исследователя Книги о вкусной и здоровой пище 1939 года под редакцией Анастаса Микояна.

Русский музей
Приглашение к обеду

Санкт-Петербург
До февраля 2014 года

Просмотры: 2101
Популярные материалы
1
Платье принцессы Маргарет снова вышло в свет 70 лет спустя
Ярчайший образец диоровского послевоенного стиля new look можно увидеть на выставке «Дизайнер мечты» в Музее Виктории и Альберта.
13 марта 2019
2
Репин: между императорами и бурлаками
В Новой Третьяковке 16 марта открывается выставка Ильи Репина, обещающая обновленный взгляд на одного из главных русских художников.
14 марта 2019
3
Виктория Маркова: «Приобретение Тициана сразу повышает уровень всей коллекции музея»
Главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала нам о будущих итальянских выставках — из Музея Каподимонте и Джузеппе Арчимбольдо, а также о том, попадет ли в музейное собрание картина «Венера и Адонис», которую она атрибутировала Тициану.
13 марта 2019
4
Мировой арт-рынок двигают молодые мужчины
Оборот искусства в мире достиг $67,4 млрд, главные деньги приносят самые известные художники и самые дорогие работы, женщинам достается только треть рынка, и «миллениалы» начали покупать — ярмарка Art Basel представила новый отчет.
12 марта 2019
5
Медленный взгляд на картины Пьера Боннара
Тейт Модерн предлагает по-новому взглянуть на творчество классика.
12 марта 2019
6
Арт-уик-энд
Французская реклама рубежа веков по рекомендации директора ГМИИ им. Пушкина Марины Лошак, «личные дела» Рокотова и Айвазовского на выставке в Музее Тропинина и продолжение детской эпопеи с шедеврами в Еврейском музее.
15 марта 2019
7
Владимир Овчаренко проведет в Гостином Дворе новое арт-шоу DA!MOSCOW
С 16 по 19 мая в Москве пройдет ярмарка нового формата, которую предполагается устраивать ежегодно.
13 марта 2019
8
Во Флоренции чествуют Андреа дель Верроккьо, учителя Леонардо
Первая выставка-оммаж одному из символов Раннего Возрождения разворачивается на двух площадках — в Палаццо Строцци и Музее Барджелло.
13 марта 2019
9
Музей науки, а не кунсткамера: Политех готовится к открытию
Многолетняя реконструкция основного здания Политехнического музея на Лубянке подходит к концу. Открывающийся в 2020 году музей будет жить по-новому и станет музеем науки, где ее не только показывают, но и двигают вперед.
13 марта 2019
10
Терракотовая армия Huawei
Передовик высокотехнологичной индустрии вручил награды лучшим партнерам.
12 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru