18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Дух советского НИИ пробудился на лондонской выставке

№46
Материал из газеты

Московский музей дизайна представляет Россию на I Лондонской биеннале дизайна

Одна из самых крупных и амбициозных международных дизайнерских выставок привлекла к участию в своих программах более 40 стран. Лабиринт национальных экспозиций открывается в Соммерсет-Хаусе, одном из главных выставочных пространств Лондона (входит в двадцатку самых посещаемых музеев мира, поэтому организаторы ожидают в течение трех недель более 100 тыс. человек). Кажется, впервые история проектов, некогда созданных для отечественной промышленности, будет представлена так широко и подробно в рамках престижного интернационального форума.

Для этого Московский музей дизайна (ММД) привозит в Лондон выставку Открывая утопию. В основу ее положена видеоинсталляция объемом 72 кв. м, рассказывающая об исследованиях легендарного Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) периода «развитого социализма» (то есть с 1960-х по 1980-е годы). Это была уникальная (причем в планетарном масштабе) организация, всесторонне — практически и теоретически — разрабатывавшая основы новой, комфортной жизни, до которых СССР дорос во времена послевоенной оттепели.
«Идеальное общество — мечта строителей коммунизма всего мира, не только в СССР, — Александра Санькова, директор Московского музея дизайна, объясняет концепцию лондонского проекта. — Такими же идеалистами были и советские дизайнеры, мечтавшие создать уютную и удобную материальную среду. Инсталляция, созданная нашим музеем, рассказывает об идеальных, но утопических проектах советских дизайнеров, опередивших время настолько, что их невозможно было воплотить».

Впрочем, некоторые из них все-таки состоялись, позволив показать в Лондоне не только документацию, но и конечный продукт, а также фотографии стильных людей (сделанные со слайдов из музейной коллекции) внутри творческого процесса. Для того чтобы посетители биеннале смогли, как на машине времени, перенестись на полвека назад, в музее придумали остроумный проект (его автор — Степан Лукьянов, арт-директор «Электротеатра „Станиславский“» и разработчик многих начинаний ММД), позволяющий развернуть уникальные архивы советских художников и конструкторов, занимавшихся не только изготовлением оболочки конкретных вещей, но и изучавших, например, эргономику и психологию дизайна.

Создавая необыкновенные предметы для повседневной жизни, сотрудники ВНИИТЭ были самыми что ни на есть большими идеалистами, смесью физиков и лириков из романов братьев Стругацких. Собственно, этим дизайнерам мы и обязаны стильными шестидесятническими интерьерами, предметами и даже шрифтами, вызывающим мощную ностальгию. Над обликом будущего, ставшего для нас теперь мифологическим прошлым, здесь трудились не только технологи, но еще и социологи, философы, историки культуры. Выпуская в том числе журнал «Техническая эстетика» и книги, сделавшие авангардную теоретическую школу советского дизайна одной из самых передовых и продвинутых в мире.

«Есть такое понятие — бумажная архитектура. У нас был „бумажный дизайн“, — рассказывает бывший сотрудник ВНИИТЭ Марина Тимофеева, начальник тогдашнего отдела информации, историк и теоретик дизайна. — Но, к сожалению, что имеем — не храним. После развала СССР государственная система дизайна рухнула, архивы терялись, а иногда и просто выбрасывались: негде было хранить».

Небольшой объем свидетельств, собранный Московским музеем дизайна: документы, макеты, чертежи, — бумаги из личных архивов дизайнеров. Коллекция формировалась буквально по крохам, но сегодня именно ММД собирает на постоянной основе и показывает за рубежом выставки, посвященные ключевым моментам столетней (1915–2015) истории отечественных разработок.

Из этих уникальных материалов для Лондонской биеннале дизайна собран интерактивный мультимедийный проект, включающий лайтбоксы с отреставрированными архивными слайдами и десятки интервью (их показывают на сенсорных экранах с тачскринами) с историками дизайна, конструкторами ведущих советских производств, представителями промышленных предприятий и современными дизайнерами. Александра Санькова пояснила TANR, что важнейшей задачей экспозиции она считает выявление прямых связей между прошлым и настоящим, демонстрацию их во всей экспозиционной наглядности.

Александр Грашин, некогда работавший во ВНИИТЭ заведующим отделом теории, методологии и эргономики дизайнпроектирования, а теперь ставший одним из консультантов ММД, объясняет, почему многие проекты института так и остались нереализованными: «Главной проблемой, с которой сталкивались работники ВНИИТЭ, было отсутствие взаимодействия между художниками-конструкторами и промышленным производством». Тем не менее люди, подобно художникам-авангардистам начала ХХ века, к опыту которых во ВНИИТЭ постоянно обращались, хотя бы попытались вырастить оригинальную бытовую среду.

Одна из частей российской экспозиции (Лукьянову важно было передать атмосферу конструкторских бюро того времени) имитирует систему хранения архивных материалов, принятую в советских учреждениях, со всеми этими каталожными ящичками, карточками и перфокартами. В сегодняшнем Лондоне эта остроумно решенная инсталляция выглядит особенно стильной.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+