18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Выставки как состояния ума

Сегодня особенно приятно чувствовать себя человеком, который может строить долгосрочные планы. И от того, насколько далеко мы смотрим вперед, зависит качество выставок, которое мы получим. Наш посетитель, который приходит к нам в Пушкинский музей, разумеется, не задумывается об этом, да он и не должен. Между тем музейный backstage (то есть закулисье) многоступенчатый и довольно сложный. Каждая выставка, каждый проект требует от нас два, три, четыре года кропотливой работы — за редким исключением, когда случается что-то неожиданно счастливое, и ты просто обязан использовать этот шанс. Не упустить его. Соответствовать ситуации.

Неторопливость пути — это тоже ведь крайне важная составляющая музейной жизни, это то, чего так не хватает современному человеку в его каждодневном существовании, — возможность задуматься не просто на пять минут, а думать и размышлять над тем, что увидел, долго, получая удовольствие от этих раздумий. Пути воздействия искусства не назовешь прямыми, художественные ассоциации приходят и уходят. Совсем как любовь.

Вообще, думать, разговаривать, обмениваться мыслями — важное состояние и свойство ума, которого, как мне кажется, человеку не хватает сегодня, но которое в избытке есть в музее как в организме. Как в системе, заточенной вызывать сильные чувства. Поэтому, когда к нам приходит наш зритель, я надеюсь, он ощущает глубину раздумий, стоящих буквально за каждым выставочным проектом, те профессиональные и иногда отчаянные перфекционистские шаги, которые мы совершаем. Через это, кстати, в большей степени и проявляется атмосфера музея, ведь наши экспозиционные планы — это, безусловно, сильная сторона Пушкинского музея.

Уже сейчас мы договариваемся о проектах, которые должны состояться не только в 2020-м, но и в 2021–2022 годах. Более того, мы находимся в том счастливом состоянии, когда строим новый музей и пошагово планируем всю его ежедневную жизнь. Мы пытаемся, чтобы в каждом новом пространстве, которое так или иначе появляется в музее, возникал проект, дополняющий другие составляющие Пушкинского, проект, дающий новое понимание, новые смыслы, больший объем «расширенного смотрения», как говорил художник-авангардист Михаил Матюшин.

Поэтому мы предлагаем нашим зрителям помечтать об этом вместе с нами, представив, что им предстоит увидеть в недалеком будущем. А это Пиранези, чуть позже Гойя, потом Эль Греко, Фрида Кало, Жоан Миро, Марино Марини, Арчимбольдо и множество других самых разных, увлекательных и прекрасных выставочных возможностей.

А самое ближайшее событие, которое, я уверена, все: и мы в музее, и зрители — ждут с огромным волнением, — это первая в России выставка произведений гениального Рафаэля. Уже в сентябре этого года порядка 15 живописных произведений и рисунков приедут в наш музей. Среди них знаменитый Автопортрет из галереи Уффици, а также парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены Строцци и Мадонна делла Седиа (или Мадонна в кресле) из галереи Палатина в палаццо Питти. Уже совсем скоро, в 2020 году, мир будет отмечать 500-летие со дня смерти Рафаэля, и наша выставка станет первой в значительном ряду событий, приуроченных к этой дате.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+