18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей как мировоззрение

№44
Материал из газеты

Исследование Татьяны Юденковой заставляет скорректировать сложившиеся представления о братьях Третьяковых и хрестоматийных русских картинах

Название Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: Мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века точно отражает не только содержание толстой книги, но и ее неторопливый, обстоятельный стиль. Символично, что даже автор, вопреки традиции, назван на титульном листе по отчеству — Татьяна Витальевна Юденкова.

Доктор искусствоведения — а книга и есть ее докторская диссертация, — ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи написала основательное, но достаточно нетрадиционное и своевременное исследование. Не биографию самого знаменитого русского коллекционера (большая часть толстого тома посвящена Павлу Михайловичу, а не младшему брату) и не историю создания его галереи. Юденкова описывает деятельность Третьякова по созданию музея национального искусства как исполнение его жизненного кредо общественного служения, как проявление мировоззрения. Заставляет пересмотреть сложившиеся в советские времена представления о своем герое. Он оказывается был, грубо говоря, консерватором, а не прогрессистом, человеком глубоко религиозным, верным идее русской национальной самобытности, и уж никак не сочувствующим революционерам.

В ходе исследования пересматриваешь и хрестоматийные образцы русской живописи, и Сельский крестный ход на Пасхе Василия Перова уже не кажется антиклерикальным, а в герое Не ждали Ильи Репина видишь не страдальца, а каторжника, которому семья не рада (неоднозначно трактовали смысл картины и ее первые зрители). В мировоззренческом свете преображается и тот широко известный факт, что за картины Третьяков не переплачивал и, как мог, снижал цену. Объясняется это не купеческой прижимистостью, а уверенностью, что дело собирания национальной коллекции искусства требует от художников бескорыстия. Узнав, что приглянувшаяся ему работа обещана конкуренту, Павел Михайлович замечал: «…Но если я узнаю, что ему продается дешевле, то это будет обида не мне, разумеется, а моему делу».

В своем мировоззренческом исследовании Юденкова массу места уделяет денежным отношениям. Целая глава у нее посвящена «проблемам развития художественного рынка в России второй половины XIX века». В ней рассказывается, как Третьяков конкурировал с другими собирателями современного ему русского искусства, в том числе с императорской семьей, и как этим беззастенчиво пользовались художники. В редакционной аннотации написано, что «книга адресована специалистам-гуманитариям, а также широкому кругу любителей искусства». Можно было бы дописать, что еще и узкому кругу современных коллекционеров: они, как никто, знают, каково иметь денежные отношения с художниками и почему Третьяков отказывался давать им взаймы. Как и всякий исследователь, Татьяна Юденкова очарована личностью своих героев, пишет о них с большим пиететом. Но приводит в книге, обремененной тысячами ссылок, так много фрагментов переписки и воспоминаний, что эти голоса из прошлого не дают читателю скучать, а люди предстают живыми и неоднозначными. Павел Михайлович был натурой исключительно цельной, характера твердого, в себе уверенным и не замечающим собственных противоречий. С одной стороны, он считал, что художник должен быть творчески свободен, с другой — заставлял Репина после покупки Крестного хода в Курской губернии «на месте бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку». Считал, что служение искусству должно быть бескорыстным, осуждал меркантильных французов — но неукоснительно соблюдал финансовые интересы своей семьи. Конечно, взгляд на деятельность Третьякова и собранное им русское искусство пересматривался исследователями все постсоветские годы. Книга Юденковой собирает эти новые взгляды и развивает их. Ссылается она не только на искусствоведов. В последней части под названием Славянофильский взгляд: между консерватизмом и либерализмом, где речь идет о мировоззрении Третьяковых, безусловных славянофилов, и об атмосфере, в которой оно формировалось, она ссылается на Александра Солженицына. Хотя в задачи автора не входили параллели с современностью, читатель не может не забавляться, находя их. Нынешние споры западников и почвенников, либералов и государственников (тут, как всегда, путаница в понятиях) отличаются от тех, что были полтора века назад, комической декоративностью. Вот Третьяковы, благодаря своему мировоззрению, не только создали для пользы Отечества и образования народа галерею национального искусства, но и во многом сформировали само это искусство. А не за деньги, власть и популярность боролись.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+