18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Соц-арт по-прежнему в цене

Аукцион «Современный Восток» Sotheby’s в Лондоне возглавили российские художники. Самые большие цифры дали работы неоакадемиста Георгия Гурьянова и соцартистов Комара и Меламида. Общая сумма торгов составила £1,3 млн.

Аукцион современного искусства Sotheby’s соединил под брендом «Восток» работы современных российских, польских и чешских, а также грузинских и азербайджанских художников. По поводу названия можно спорить, но международный контекст приятен. Тем более что российские художники оказались на торгах самыми дорогими. За £125 тыс. продан «Двойной автопортрет» Комара и Меламида, второй вариант которого погиб на Бульдозерной выставке, — принципиальная для соц-арта работа. Самая лучшая картина Владимира Вейсберга продана за £62 тыс., десяток натюрмортов Дмитрия Краснопевцева из собрания французского любителя русского нонконформизма Стефана Татищева разошелся по £15–20 тыс. Раздел «Новая академия» распродан почти полностью с «Автопортретом» Георгия Гурьянова во главе (ушел за £143 тыс.). Тягаться с русскими смогла только венгерско-французская художница Юдит Ригль, работа которой «Гуано», сделанная, по сути, из грязи, ушла за £115 тыс. Также сильное впечатление оставила продажа произведения Мераба Абрамишвили «Триста арагвианцев», напоминающая многодельную восточную миниатюру, — за нее торговались медленно и тяжело, но достигли £62 тыс. итога при эстимейте в £20 тыс.

Интересно, что накануне торгов в Sotheby’s прошла дискуссия, организованная Джо Викери, директором международного отдела русского искусства, на тему «возможностей и сложностей» рынка восточноевропейского современного искусства. Беседовали Джейн Нил, куратор и эксперт, Мэтью Стивенсон, бывший глава московского офиса аукционного дома Christie’s, ныне директор международного отдела галереи Pace, а также Роксанда Ренита, арт-консультант и обозреватель из Нью-Йорка.

Все сразу сошлись на том, что художники из Восточной Европы и с постсоветского пространства сталкиваются с примерно одинаковыми проблемами в попытке выхода на международный рынок, и именно поэтому соседство на торгах представителей российского современного искусства с произведениями художников из Венгрии, Польши, Румынии, а также из Азербайджана, Грузии, Казахстана вполне уместно. Рынок российского и восточноевропейского искусства был охарактеризован собравшимися как «неустоявшийся, незрелый», что сулит коллекционерам множество возможностей, но и множество подвохов.

В частности, Мэтью Стивенсон отметил, что российское и восточноевропейское искусство являет собой увлекательное поле для изучения. «Восточная Европа — обширный регион, и хотелось бы избежать упрощающих обобщений. Тем не менее искусство этого региона обладает своими особенностями, отражает во многом сходный общественный, политический, экономический и культурный опыт, нашедший выражение в коллективных акциях, важности личных контактов между художниками, а также в непредсказуемости и эфемерных разновидностях арт-форм», — считает он. Стивенсон также подчеркнул, что работам художников из Восточной Европы присущи тщательность и качество исполнения, которых нет на Западе.

Это высказывание нашло поддержку у куратора Джейн Нил: «Характерными для художников из Восточной Европы являются знание особенностей техник и материалов, с которыми они работают (навык, за редким исключением, утраченный у западных художников), а также понимание особенностей концептуального искусства и умение вести диалог с его западными представителями». С этой точки зрения восточноевропейское искусство может привнести свежую струю в искусство Запада, которое переживает кризис идей и нуждается в интеллектуальных и художественных стимулах.

Так что вовлечение российских и восточноевропейских художников в международные проекты с участием известных кураторов и ведущих западных галерей признается всеми плодотворным. Например, та же галерея Pace проводила выставки Павла Пепперштейна и московской художницы Ольги Чернышевой. Выставку Чернышевой, участницы Венецианской биеннале 2015 года, организовывала и лондонская галерея GRAD. Еще одна ее выставка пройдет в Центре графики в Нью-Йорке в октябре этого года, куратором выступит Нова Бенуэй, а репродукции работ в каталоге будут сопровождаться стихами и эссе известных поэтов и писателей, живущих в США.

В целом участники сошлись во мнении, что на фоне появления нового поколения коллекционеров восточноевропейского искусства, а также новой генерации арт-дилеров, кураторов и искусствоведов будущее рынка российского современного искусства представляется оптимистичным. И пообещали рост спроса на этом рынке в ближайшие пять лет.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+