The Art Newspaper Russia
Поиск

Единственный антиканонизированный

Сиджизмондо Малатеста, разумеется, принимал христианство, но только на своих условиях: античность тогда не обязательно обозначала язычество

Anthony F. D’Elia. Pagan Virtue in a Christian World: Sigismondo Malatesta and the Italian Renaissance. Harvard University Press. 330 с. £29,95, €36, $39,95 (твердая обложка). На английском языке

Anthony F. D’Elia. Pagan Virtue in a Christian World: Sigismondo Malatesta and the Italian Renaissance. Harvard University Press. 330 с. £29,95, €36, $39,95 (твердая обложка). На английском языке

С трудом верится, что фраза «эта задница о двух ногах в суждениях своих мудрее любого из смертных, хотя и утверждает, что Бога нет» была произнесена папой римским. Однако это подлинные слова Пия II (1405–1464) о правителе Римини Сиджизмондо Малатесте (1417–1468), герое книги Языческая доблесть в христианском мире, написанной Энтони Д’Элиа.

Автор начинает с поворотного момента в жизни Сиджизмондо — его «антиканонизации», совершенной Пием II 27 апреля 1462 года (кстати, она по-прежнему остается единственной антиканонизацией в истории). К тому времени Пий уже отлучил Сиджизмондо от церкви на Рождество 1460 года, однако не добился этим желаемого. Папа хотел, чтобы Малатеста вернул свои земли (среди них, города Чезена близ Равенны и Фано возле Пезаро) в состав Папской области. Поэтому в 1461-м Пий отправил туда войска, потерпевшие поражение. В ответ разъяренный понтифик и изобрел антиканонизацию, чтобы обречь еще живую душу на адские муки.

Проклятие представляло собой обличительную речь, скрепленную папской буллой. В ней Сиджизмондо обвинялся в изнасиловании, инцесте, некрофилии, убийстве и язычестве. Пий требует, чтобы душа Сиджизмондо «была проклята, а труп брошен без погребения и без надгробия, без траурной церемонии».

Папа утверждал, что антиканонизация должна была подтолкнуть Сиджизмондо на путь исправления, что и случилось: в 1463 году Малатеста, разорившийся и растерявший друзей, сдался. Он отрекся от еретических взглядов, пообещал ежедневно читать Символ веры, поститься по пятницам, совершить паломничество в Рим и Иерусалим. Выплатив Пию все давно просроченные долги, он был прощен и оставлен правителем Римини.

Историки раннего Нового времени традиционно тиражировали «черную легенду» о преступлениях Сиджизмондо, и к XIX столетию он окончательно превратился в итальянский национальный символ борьбы против папства, в итоге став героем фашистов ХХ века.

Д’Элиа особенно интересует возрождение язычества при дворе Сиджизмондо, информацию о котором он черпает из двух заказанных правителем произведений. Из Hesperis, эпической поэмы пармца Базино де Базини, в которой Сиджизмондо изображен античным воином, превращающимся в бога, и из трактата о войне Роберто Валтурио. В нем Малатеста изображается равным Цезарю и Александру Великому. В обоих текстах превозносятся черты, осуждаемые Пием: хитрость, жестокость на войне, увлечение искусством, статус полубога, наслаждение плотской любовью.

Д’Элиа лишь походя пишет о расцвете искусств при дворе Сиджизмондо, где создавали бронзовые медали Пьеро делла Франческа и Маттео де Пасти. Самым масштабным проектом Малатесты стала реконструкция церкви Сан-Франческо в Римини, получившей название Темпио Малатестиано. Покровительство Сиджизмондо искусствам родилось из его стремления превзойти великих меценатов Флоренции, Рима, Феррары и Венеции. Несмотря на то что заказы его, если рассматривать их по отдельности, соответствуют стандартам правителей-современников, в целом художественная программа Малатесты «носит подчеркнуто языческий характер».

Тем не менее Сиджизмондо, скорее всего, не считал себя поклонником античных богов в буквальном смысле. Настоящему язычнику не было бы никакого дела до антиканонизации, а Сиджизмондо отрекся от ереси, чтобы спасти свою душу. Он подчинился требованиям папы Пия, однако интереса к языческому миру не утратил. В 1465 году он захоронил тело византийского философа-еретика Гемиста Плифона в своем Темпио Малатестиано, что показывает: для Сиджизмондо противостояние христианского и языческого мира носило сугубо политический, а не теологический характер. 

Просмотры: 2193
Популярные материалы
1
Картина, пропавшая из чеченского музея, могла попасть на выставку Поленова в Третьяковку
«Портрет Егише Татевосяна» из частной коллекции, возможно, является картиной, числящейся в розыске.
17 октября 2019
2
Тридцать номинантов Премии Кандинского во всей красе
Выставка художников, попавших в лонг-лист 12-й Премии Кандинского, открылась в Московском музее современного искусства. Она интересна, хорошо сделана и позволяет понять, за что и почему в лидеры вышли именно эти номинанты.
14 октября 2019
3
В церкви Благовещения в Санкт-Петербурге обнаружены ранее неизвестные росписи
Выполненные маслом по штукатурке в первой трети XIX века, росписи открыты в ходе реставрационных работ в нижнем храме церкви Благовещения на Васильевском острове. По мнению специалистов, подобной живописи нет ни в одном из храмов Петербурга.
17 октября 2019
4
«Вам, вероятно, будет непросто»: что ждет посетителей МоМА после открытия 21 октября
Нью-йоркский Музей современного искусства завершил реконструкцию стоимостью почти полмиллиарда долларов.
14 октября 2019
5
Третьяковская галерея сняла спорную картину с выставки Поленова
Музей пригласил специалистов из Национального музея Чеченской Республики для изучения вопроса.
18 октября 2019
6
Как библиотекарю собрать коллекцию?
Сегодняшним коллекционерам скромного достатка остается только мечтать об условиях, в которых собирала свою коллекцию чета Фогелей.
15 октября 2019
7
Падение на рынке искусства и способы его исправить
На ежегодной конференции Deloitte в Монако представили годовое исследование «Искусство и капитал» и подтвердили потенциал блокчейна.
16 октября 2019
8
Маурицио Каттелан: «У меня сложные отношения с искусством, но пока что это самые долгие отношения в моей жизни»
Выставка Маурицио Каттелана, известного своими провокационными работами, открылась в неожиданном месте — в британском дворце Бленхейм, поместье герцогов Мальборо. Еще более неожиданным стало похищение с выставки одной из работ — золотого унитаза.
14 октября 2019
9
В Вене Караваджо и Бернини вступают в диалог
На выставке в Музее истории искусств представлено 70 произведений живописи и скульптуры, включая неизвестные публике бронзовые головы работы Бернини, когда-то украшавшие его карету.
15 октября 2019
10
Кандинский и искусственный интеллект: выставки российского искусства открылись в Саудовской Аравии
Они проходят в Культурном центре имени короля Фахда в рамках программы «Культура России в Эр-Рияде»
15 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru