The Art Newspaper Russia
Поиск

Русский космос. С небес на землю

В Мультимедиа Арт Музее к юбилею полета Юрия Гагарина подготовили выставку

Экспозиция соберет вместе документальные свидетельства, работы художников авангарда, фантазии шестидесятников и актуальное искусство. Она готовилась еще к 50-летию первого полета, причем для итальянских зрителей — в ответ на показанную в Москве выставку arte povera из коллекции Музея современного искусства Кастелло ди Риволи. Отсюда выросло стремление соединить реальную историю отечественного покорения просторов Вселенной с мифопоэтической драмой передового искусства, мечта о переустройстве мира которого выродилась в тоталитарную действительность: от набросков Константина Циолковского, запечатленного Александром Родченко Летатлина и графики супрематистов к ироничному переосмыслению триумфа советской космонавтики у Павла Пепперштейна, Тимура Новикова, Дмитрия Гутова.

Идея московской выставки осталась той же, но добавились новые объекты: скажем, капсула гагаринского корабля «Восток-1» — она впервые покидает музей ракетно-космической корпорации «Энергия». Экспозиция одновременно выстроена хронологически и играет на диахронических перекличках, что позволяет влить новое вино в слегка обветшавшие мехи русского космизма. Мистический цикл Василия Чекрыгина Воскрешение (1922) и страницы из Альбома космических путешествий (1933) Константина Циолковского не только показывают их как последователей идей Николая Федорова о заселении далеких планет, бессмертии человечества и воскрешении предков «всем миром». Рисунки Циолковского, научного консультанта культового Космического рейса (1935), вдохновившего затем Стэнли Кубрика и Джорджа Лукаса, вступают в неожиданную перекличку с Центром космической энергии (2003) Ильи и Эмилии Кабаковых.

Раствориться в мире художественных фантазий «русскому космосу» не дают зримые объекты реальности, например макет дирижабля и труба «для слушания музыки сфер» из Музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Выставка прочерчивает четкую историческую линию — от первых смутных мечтаний к запуску СССР в 1957 году спутника (на снимке Алексея Моклецова для АПН) и триумфу конструкторской мысли Сергея Королева в «Востоке-1».

Но экспозиция вскрывает и другую, теневую сторону воплощения мечты, приведшую к конфронтации идей о всеобщем счастье с репрессивной машиной государства и превращению мифа о «лучистом космосе» в инструмент идеологии. Проект реконструкции звездного неба (1965–1967) Франсиско Инфанте еще полон романтизма оттепели, но современный итог — полная  демифологизация в работах Сергея Шутова и «Синих носов». Настолько тотальная, что в наше время идеи о космосе как о торжестве гуманности и солидарности, кажется, совершенно ушли из культурного пространства.

Это Музей науки в Лондоне воплощает в 2015 году мегаэкспозицию Космонавты. Рождение космической эры, телевидение NASA рассказывает детям о том, как астронавты живут на орбите, а капитан Крис Хэдфилд записывает на космической станции песню Дэвида Боуи про майора Тома. И все же в работах Марго Трушиной и Ивана Михайлова нет-нет да и проглянет отблеск романтической фантазии о космосе, и это дает надежду на возрождение мечты, на этот раз без чудовищной ­тени.

18.05 — 04.09
Мультимедиа Арт Музей — Московский дом фотографии
Просмотры: 3636
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru